Надежда Кошеверова сняла много шикарных киносказок и, по сути, халтурным её проектом можно назвать только последнюю вещь — «Сказку про влюблённого маляра» (1987), но поздние работы неудачны практически у всех режиссёров.
А сегодня мы поговорим об одной из лучших работ Кошеверовой — о сатирической комедии, ну да, о сказке «Каин XVIII» (1963), снятой в содружестве с Михаилом Шапиро по сценарию Евгения Шварца и Николая Эрдмана.
Этот фильм типичен для эпохи, когда были в моде сказки для взрослых, а самая главная книга эпохи — «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких имела подзаголовок «Сказка для научных сотрудников младшего возраста».
Здесь — такая же ситуация. Эпоха долгоиграющей юности требовала легенд, мифов и — сказочных историй. В центре повествования — некий государь Каин XVIII, возомнивший себя повелителем Вселенной, а по факту он — слабый и трусливый человечек.
От него в финале бегут все, кроме «туалетного работника», зафиксировавшего смерть мелкого тирана. Как обычно в сказках, имеется принцесса, влюблённая в странствующего актёра; всесильный глава «компетентных органов», глав-генерал, фрейлины и прочие персонажи.
Примечательно, что в кадре — сплошные звёзды: Эраст Гарин, Лидия Сухаревская, Михаил Жаров, Юрий Любимов, Бруно Фрейндлих, молоденький Александр Демьяненко, ещё не ставший Шуриком, но уже блеснувший в образе Димы Горина, Михаил Глузский, Рина Зелёная, etc-etc. Больше того — они буквально говорят остроумными цитатами.
«-Я не хочу идти замуж! — И не надо. Тебя отвезут», «-Влюбилась? В общем, как говорил поэт, любовь зла — полюбишь и… Ох уж эти мне поэты. Ну ладно, любовь любовью, а какое, оптимистически говоря, приданое?», «Нашему обожаемому королю — 40, себе тоже 40 и 20 на нужды Начальника тайной полиции».
Ещё одна примета времени — яркие, минималистические декорации, да и вообще действие происходит в условно-театральном пространстве. Тогда было снято несколько подобных фильмов, не только сказок, но и вполне серьёзная «Интервенция» (1968).
Впрочем, и «Каин XVIII» содержит в себе нешуточные намёки на тогдашнюю международную обстановку — например, когда король насильно дарит соседской королеве оружие и солдат — это аллюзии на размещение американских ракет в Европе.
Мега-комар, выведенный учёным — это ядерное оружие. Неслучайно, когда от взрыва комара погибает брат Каина — Авель, нам показывают классический «гриб». По сути, это сказка — в духе антимилитаристских карикатур из журнала «Крокодил».
Финал у сказки оптимистичный — принцесса уходит с бродячими актёрами, а о комаре говорится, что его сила послужит населению — здесь ещё один намёк на мирный атом, о котором постоянно писалось на наших советских плакатах.
Правда, я не очень понимаю, каким образом балованная девушка станет жить в условиях вечного кочевья и перманентного безденежья. Но в 1960-х бытовал культ дороги, и она была хороша сама по себе — молодёжь считала, что это и есть счастье и оно никогда не закончится!
Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»