Вообще, советская кинофантастика была в целом бедна спецэффектами, хотя ресурсы для этого имелись — та же «Аэлита» (1924) поражает до сих пор своим антуражем. Когда хотели — получалось. В эпоху Оттепели был создан роскошный кинофильм с лозунговым (хоть и банальным) названием «Мечте навстречу» (1963). Однако за этим «плакатом» стоит неплохая, впрочем расхожая фабула, а ещё — отличные съёмки, не уступающие хвалёному Голливуду.
А ещё — тройка песен, ставших популярными — «Я верю, друзья, караваны ракет…», «На Марсе будут яблони цвести» и «Я — Земля, я своих провожаю питомцев…». Нелишним будет отметить, что автором повести и сценария был украинский фантаст Олесь Бердник, сложная и многогранная личность, а снято было на Одесской киностудии. В общем, всё, что в 1960-х было «мечте навстречу», ныне — печаль, а дочь Бердника — Мирослава подвергается предследованиям укро-хунты за свои коммунистические взгляды.
Но вернёмся в солнечное десятилетие, когда наши папы-мамы верили в «яблони на Марсе», а хохлы не скакали с портретами Бандеры, а, как все мы, шли мечте навстречу. В этом фильме — интересная композиция. В финале мы узнаём, что все эти полёты и контакты с внеземными цивилизациями — лишь мечты юных героев, которые в «основном» сюжете предстают отважными космонавтами. В отличие от малоприятной, хоть и круто сделанной обманки под названием «Большое космическое путешествие» (1973), случившейся через какие-то десять лет, здесь нет ощущения «пустого фантика». Напротив, есть движение к прекрасной цели.
Повествование — типичное, и ничем не выделяется из 99 процентов тогдашней фантастики, как местной, так и буржуазной. Земляне узнают о некоем приближающемся объекте, он оказывается космическом кораблём с некоей планеты Центурия, но по дороге терпит аварию и вынужден сесть на Марс. Конечно, мы (точнее, увы, не мы) летим их спасать. Милая наивность — та далёкая планета прониклась темой «братьев во Вселенной», когда до них долетела песня на русском языке.
Вообще, этот мир — биполярный, как во многих повестях и романах 1950–1960-х, а соперничество коммунистов с капиталистами логично продолжается в космосе, исследованиях, науке. Мы видим импозантного пожилого американца, который не верит в добрые помыслы Центурии (у них половина всей фантастики такая — прилетели непременные гады из такой-то галактики и — давай крушить Empire State Building, пока талантливый одиночка их всех не пoубивает).
Имеется и очаровательный француз среди космолётчиков (флирт, болтовня, о-ля-ля). В СССР французов любили и допускали их некоторую «положительность». Эта кинолента увлекает работой художников, декораторов, монтажёров.
К слову, «Туманность Андромеды» (1967), которую все ждали, получилась даже хуже. Причина — до обидного банальна. Ефремовская утопия опоздала, как минимум, на пять лет. В то бурное время смыслы и цели трансформировались очень быстро.
А вот «Мечте навстречу» вполне отражает веяния 1959–1964 годов. Потом даже менталитет поменялся. Не в худшую сторону, а качественно. Оттепель и 1960-е после смещения Хрущёва — это две разные и при том — великолепные эпохи. Этот фильм — напоминание о том, что энергия мечты ушла в никуда, равно как и украинская культура, в рамках которой это было создано.
Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»