Все ретро-фильмы Никиты Михалкова повествуют о современной ему интеллигенции и её подсознательных желаниях. «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979), снятый по мотивам романа, это не только о помещике Илье Ильиче и его друге — Андрее Штольце, но о знакомых Михалкову типажах. Именно к 1970-м годам в Советском Союзе сложился интереснейший социокультурный феномен — образованные люди, как правило, не имевшие благородных предков, заняли пустующую нишу родовой аристократии и поместного дворянства.
Это произошло не специально, ибо советская власть не ставила себе такую задачу — вырастить господ из крестьянско-пролетарских детей. Но так вышло. Илья Обломов — уставший и «перегоревший» человек, он когда-то подавал надежды, но потом всё достало, и он лёг на диван. В халате. Знакомо зрителю 1970-х? Отчасти. Ибо сотруднику НИИ вряд ли дали бы такую барскую возможность, но многие тогда предпочитали «делать отсутствие дела», подобно персонажу «Полётов во сне и наяву» (1982), снятых в ту же эпоху.
Бывшие физики-лирики, шестидесятники, не справившись с разочарованием «взрослой» жизни, ушли в курилку или на кухню и — принялись тосковать. Подобно тому, как Обломов позволял себе дрыхнуть, пока в его деревне пашут крепостные и собирается какой-никакой оброк, … так и наш интеллигент эффектно рефлексировал от зарплаты до зарплаты, страдал от тщетности, пребывал в раздумьях. Имел право! Помимо этого, в «Нескольких днях…» показан типичный любовно-социальный расклад 1970-х.
Перед нами — талантливый от природы, но ленивый главгерой, его деятельный друг, вынужденный с юности много трудиться и — красивая Ольга, влюблённая в того, что ленив, но выбирающая другого — того, что может устроить нормальный быт. Так и бывало в 1970-х годах. Очаровательная и неглупая девушка увлекалась таким вот Обломовым с его нереализованными грёзами и потаённой грустью, потом шла замуж за какого-нибудь завлаба или функционера, напоминающего Андрея Штольца, чтобы…втайне продолжать любить Обломова.
В реалиях 1970-х подобные треугольники встречались довольно часто. Неслучайно даже костюмы персонажей фильма напоминают современные фасоны — Ольга Ильинская носит платья в «романтическом стиле», как это мыслилось в 1970-х — воланы, клёш и пояс на талии (в реальных 1850-х дамы носили кринолины). Опять же — соломенная шляпа с полями, как в журналах 1970-х, а не те, что делались из итальянской соломки в 1859 году. У Обломова — широкие лацканы модного коричневого пиджака, у Штольца — кепи и костюм в стильную клеточку. Да и бакенбарды, как в таллинском издании Siluett, а не в стиле Александра II.
Экранизация считается наиболее удачной, если отвечает требованиям текущего момента, иначе говоря, современна и остра. «Несколько дней…» — попадает в точку. В болевую точку. Но поскольку всё скрашено ретро-антуражем, то эффект — мягче и тоньше. Обломовщина-1979 — это история скучающего поколения, которому было много дано и которое не смогло до конца реализоваться. Обломовы 1970-х шевелились, в отличие от Ильи Ильича — они спорили на философские темы, читали книги (иной раз — запрещённые), играли на гитаре песенки своей молодости и — спали наяву. Но они — господа. Им — можно.
Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»