О проектах культурного центра Елены Образцовой
Культурный центр Елены Образцовой, что на Невском проспекте в Петербурге, работает уже 25 лет, продолжая то дело, ради чего был основан великой русской певицей Еленой Образцовой: воспитание, образование музыкальной молодежи и поддержка молодых талантов (музыкантов и певцов), а также просветительская, концертная и выставочная деятельность.
Самыми масштабными и значительными из проектов Культурного центра являются Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой (проводится с 1999 г.) Международный конкурс юных вокалистов Елены Образцовой (проводится с 2006 г.), а также Международная творческая школа вокального и инструментального искусства – мастер-классы и практикумы по вокалу, актёрскому мастерству, сценической речи и движению, вокальному дыханию, иностранной фонетике вокальной музыки для молодых музыкантов и их преподавателей. В летней школе приняли участие юные вокалисты из многих городов России, те, кто участвовал в детском Конкурсе.
Вокальный конкурс для детей, который прошел этим летом сцене Государственной академической Капеллы, на данный момент – единственный в России. И он, пожалуй, наибольше других проектов Центра привлекает внимание и становится предметом обсуждения. Его участники – будущие конкурсанты «взрослых» конкурсов, те, кто придёт в консерватории, а затем и в театры страны. Некоторые имена мы знаем – Юлия Лежнева, Юрий Юшкевич, и интересно понять роль конкурса в воспитании будущих певцов, понять, зачем нужен такой конкурс, какие он обнаруживает проблемы в той области, которой занимается – детское вокальное творчество.
Именно об этом удалось поговорить с членами жюри конкурса Ольгой Кондиной, солисткой Мариинского театра, профессором Санкт-Петербургской консерватории, Натальей Сухановой, председателем цикловой комиссии вокального искусства Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова, Оксаной Шиловой, солисткой Мариинского театра.
— В чем преимущества и опасности детского вокального конкурса?
Ольга Кондина:
— Эти дети занимаются очень трудным делом, они труженики. Самое замечательное, что их привлекает красота и гармония, они пытаются ее найти, погружаются в музыку. И когда они уже могут выйти на сцену – надо справиться со страхом! Очень трудно преодолеть страх перед огромным залом, да еще пиетет перед залом Капеллы. Они приезжают из разных городов и навсегда это запомнят, это будет огромное событие их жизни, очень яркое воспоминание о городе, о Капелле имени Глинки. Это же исток русской музыкальной культуры! Даже это уже точно стоит того, чтобы проводить такой конкурс и собирать детей со всей России.
Должны ли быть уроки пения в школе – не уверена, но точно должны быть уроки музыки, хор или оркестр, или музыкальные кружки. Раньше такие уроки были, и петь хором – было традицией в нашей стране. А вот в странах Европы немного другая традиция, там чаще организуются школьные оркестры, например в Норвегии – в каждой общеобразовательной школе есть духовой оркестр. Всегда звучит музыка. Музыкальные занятия – это развитие интеллекта ребенка. Он получает представление о гармонии, о прекрасном, о свете, о добре. Вне зависимости от того, будет ли он играть и петь профессионально.
Возродить музыкальные занятия во всех школах просто необходимо. Многие дети тянутся, они хотят играть. Пение, особенно пение профессиональное сольное – удел единиц. Для этого должен быть талант и предназначение. Люди, которым это дается легко – они счастливы уже тем, что они поют, и никогда не будут завидовать кому-то. Считаю, что тянуть тех, у кого нет таланта в сольном пении – не нужно. Это не может быть ремеслом, которое можно освоить исключительно количеством вложенного труда.
В конкурсе существуют три возрастные группы – младшая, средняя и старшая. Есть определенные опасности в средней группе от 12 до 14 лет, в этом возрасте происходит перестройка организма, мутация и голос меняется, работать с ним надо крайне аккуратно. Как понять, каким голосом они поют? Старшая группа – это уже возраст музыкального училища, но они пока дети. И часто в голове винегрет – он был дискантом, потом что-то происходило, и вдруг откуда-то взялся бас. Он еще не вполне понимает, где у него голос и как быть с ним. Для педагогов, которые занимаются с детьми пением – в этом огромная ответственность, и должна быть предельная осторожность.
Но есть рецепт, подходящий для каждого – заниматься музыкой, инструментом, чтобы больше ее знать и больше понимать, это всегда влияет и на качество пения, на качество звука, кантилены, на выразительность и осмысленность того, что они делают.
— Что оценивают члены жюри в детском вокальном конкурсе? Природные данные? Невозможно же оценить профессионализм в 10-12 лет. Ребенок не может петь поставленным оперным голосом с вибрато, это неестественно.
Наталья Суханова:
— Некоторые профессиональные навыки уже можно оценить: даже детишки в 9 лет удивляют и эмоциональной составляющей, и уже представлением о вокале – способностью интонировать. Такие конкурсы, особенно такого уровня, как конкурс Елены Образцовой, нужны. Страна наша большая. Дети приезжают со всех концов – от моря до моря, с запада до востока и с севера до юга. В этом году у нас кроме очного, был еще и дистанционный конкурс. Конечно, дистанционный намного сложнее оценивать. Потому что техника помогает, и они могут сделать несколько дублей, выбрать лучший. А здесь ребенок выходит в огромный зал, полный народу, и должен себя проявить без дублей.
И надо отметить, что большинство детей – творческие, эмоциональные, и эмоции еще подогреваются соревнованием.
В первую очередь мы смотрим отклик на музыку. Должно быть хорошая дикция, понимание, о чем поет. Тогда слово дает окраску тембру. Голос должен быть поставлен на дыхание. Если просто эмоцию выдавать без навыков правильного пения, можно «сесть на горло», и он или будет кричать, или наоборот, будет петь так тихо без дыхания, и может испортить голос, это даже чревато потерей голоса, узлами на связках. Поэтому очень большая роль педагога. Но надо найти ту середину, чтобы это было не очень «по-оперному», но все-таки уже с определенными техническими навыками, потому что без дыхания ту программу, которую они представляют – спеть невозможно. Это скажется и на голосовом аппарате, ему будет неудобно петь, и он не передаст слушателям ни свое душевное состояние, ни мысль, которую хочет донести.
— Существуют споры по поводы средней группы и времени мутации голоса. Как быть с переходным возрастом?
— Это самый сложный период. Самое простое – запретить им петь в этот момент. Но и этот период проходит очень по-разному, кто-то еще остается маленьким в это время, а кто-то вымахивает. Вырастает, а представления о своем голосе не имеет. Если его оставить на это время одного, неизвестно, куда это его приведет – будет кричать, начнет слушать попсу. Надо заниматься с ними, но очень аккуратно. В остром периоде петь не стоит. Но стоит продолжать занимается музыкой, играть на фортепиано, на флейте, слушать! Он будет ближе к музыке, но побережет свой голосовой аппарат.
— В советское время те, кто пел — пели в хоре. Когда началось обучение детей вокалу? Где они учатся?
— Я начала петь в хоре в 9 лет. Мы выступали на всех правительственных концертах. Но у нас был замечательный хормейстер, она очень аккуратно относилась к голосам, и она же учила нас правильно петь на дыхании. Без насилия над голосом. Педагог играет очень большую роль. Если его амбиции не захлестывают – он будет работать аккуратно. Голос – это тоже инструмент, только очень тонкий и чувствительный.
Оксана Шилова:
— Я была поражена уровнем конкурса и подготовкой детей. Меня больше впечатлили дети из младшей группы 9 – 12 лет, особенно мальчики. Это в основном дисканты – они поют ангельскими голосами. И они настоящие профессиональные артисты: музыкальные, артистичные, с идеальной музыкальной интонацией и дикцией. Они понимают, о чем они поют.
Этот конкурс нужен обязательно, искусство оперное – элитарное, для небольшого круга, но приобщать детей к нему необходимо. Вот выходили на сцену 14-летние подростки. Какое счастье, что они стоят на сцене Капеллы, а не где-то в подворотне! И необычайно ценно, что Культурный центр Образцовой не просто проводит Конкурс, а работает и с педагогами и с юными артистами на творческих школах. Перед этим конкурсом была Летняя школа, где были многие участники.
* * *
Ближайшая Международная творческая школа вокального и инструментального искусства пройдет в Культурном центре Елены Образцовой с 31 октября по 6 ноября 2022 года.
Состоятся мастер-классы и практикумы Рузанны Лисициан, профессора кафедры сольного академического пения Российской академии музыки им. Гнесиных; Владимира Ванеева, солиста Мариинского театра, заведующего кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова; Дмитрия Вдовина, художественного руководителя Молодёжной оперной программы Большого театра России, профессора Академии хорового искусства; Елены Зарембы, старшего преподавателя вокального факультета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; Оксаны Шиловой, солистки Мариинского театра; Натальи Сухановой, председателя цикловой комиссии вокального искусства Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова.
Наталья Кожевникова, специально для Belcanto.ru