«Прощайте, голуби!» — о быстром взрослении советского человека

Очаровательный, лёгкий и при том — серьёзный фильм «Прощайте, голуби!» (1960) не так популярен, как другой фильм Якова Сегеля «Дом, в котором я живу» (1956), хотя, в обеих кинокартинах присутствует тема дома и — ухода из дома взрослых детей. Для начала — интересная деталь, касающаяся самого Сегеля.

Он в отрочестве сыграл роль Роберта Гранта в экранизации «Детей капитана Гранта» (1936). Помните, красивый мальчик осваивает матросское ремесло на фоне песни о «весёлом ветре» и о том, что ищущий «всегда найдёт»? Это и есть Яша Сегель, ставший талантливым режиссёром.

Итак, голуби. И — молодёжь. Типичные мальчик и девочка той поры: он простой и открытый, она — озорная и стыдливая. В те годы в моде была юбка-колокол, изящно покачивавшаяся в такт женской походке. На знаменитых картинах Юрия Пименова «Бегом через улицу» и «Первые модницы нового квартала» девушки одеты в платья с колоколообразной юбкой.

Гуру шестидесятников Василий Аксёнов, очерчивая свою героиню, писал: «Эта девочка вдруг в юбке колоколом и туфельки-гвоздики». (Кстати, его повесть — тоже об ускоренном взрослении). Фасон колокольчик в фильме обыгран столь изысканно и любовно, что «Прощайте, голуби!» можно смотреть, как эстетическое зрелище.

Но я хотела бы сегодня поговорить не о юбке (о ней я уже рассказывала в связи с ретро-комедией «Покровские ворота» (1982)), но о символе взросления — о расставании с голубями. Гена Сахненко учится и работает, но вся его страсть — птицы, которыми он повелевает. Настигает первая любовь. Таня Булатова — дивная «принцесса» из обеспеченной семьи, но не мажорка.

Им по 17 лет, но уже — на трудовой вахте. Советский человек взрослел очень рано. У него было полноценное, долгое детство, переходящее в отрочество, потом — кратчайший миг юности, за которым следовала бесконечная зрелость, иной раз кончавшаяся в момент выхода на пенсию. Лет в 65–70.

Отсюда тема вечной ностальгии по той секундочке, в которую уместилась весна-любовь-мечта. Почему это происходило? Индустриальное общество благоволило к ранней социализации, а масштабные проекты — Целина, Братск, возведение кварталов а-ля Черёмушки — требовали полного отказа от привычного быта.

В финале Генка дарит голубей своему юному другу. Напомню, что голуби стоили очень дорого, а жулики их воровали. А Сахненко — дарит. Впереди — дорога. Переезд в незнакомое и — необжитое место романтизировался и даже эстетизировался. Вершиной можно считать пименовскую «Свадьбу на завтрашней улице», где все участники — новосёлы.

В фильме нам показывают растущие новостройки и солнечные окраины, а ещё газовые плиты и колонки в «хрущёвках». Генка и его наставник Максим Петрович устанавливают и чинят газовое оборудование. На фоне резко взрослеющих положительных героев выделяется великовозрастный балбес Васька (гениальный Савелий Крамаров!)

Главгерои — вкалывают и мечтают о будущем, а он — пытается выгодно продать свою железную рухлядь. Васька и особенно его корявый мотоцикл — ещё и для снижения пафоса, романтики, …полёта, что дан не всем. Этого паренька авторы осуждают, но не сильно — так, на уровне лёгкой усмешки.

Также в этой ленте можно увидеть Киев. Собственно, Генка работает в организации «Киев-газ». Перед нами — старые и новые стены, а ещё — тёплое сосуществование русских и украинцев. Гена Сахненко — малоросс, Таня Булатова — русская. И город — русскоязычный. Советский, имперский.

У фильма появился глубинный смысл — утраченная реальность, в которой…, впрочем, я не буду продолжать эту больную украинскую тему… «Прощайте, голуби!» прекрасны своей наивностью — особенно хороша сцена в Музее Будущего. Поколение моих родителей жило этими идеями, но мы всё…уронили.

Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»

реклама

вам может быть интересно