«Ночь в Венеции» в Гамбургской камерной опере

Сюжет оперетты Иоганна Штрауса «Ночь в Венеции» с трудом поддаётся внятному пересказу. Действие разыгрывается в середине XIX века. Герцог Урбинский пытается завязать романчик с Барбарой, женой сенатора Дельаква, хотя ещё и не видел её без маски. На карнавале за Барбару себя выдают Амина, возлюбленная парикмахера Карамелло, и Джиболетта, возлюбленная повара Паппакода. Дамы переодеваются и развлекаются, кавалеры ревнуют, в итоге герцога проучили, чему он не слишком огорчился.

Таким образом, в центре внимания, как это часто бывает в оперетте, тема адюльтера, и с этой же темой связана история «Ночи в Венеции». Поскольку у Анжелики Дитрих, второй жены композитора, начался роман с Францем Штайнером, директором театра Театр ан дер Вин в Вене, Штраус не захотел представлять там своё новое произведение и принял предложение в Берлине, где премьера не имела успеха.

Оперетта наполнена танцевальными мелодиями, и поэтому режиссура Стефана Хауфе во многом строится на танцах и пританцовываниях. Поскольку исполнители в Гамбургской камерной опере – не балетные артисты, в целом их движения в шляпах в виде свинок и птичек среди картонных гондол производят мало впечатления. Довольно бессмысленной показалась сцена с ужином, где повара подают герцогу к столу ботинок, а его спутниц в масках посыпают сыром. Одним из немногих юмористических эпизодов стал момент, когда дамы в парикмахерской читали немецкий журнал «Барбара».

Наиболее органично в этом спектакле смотрелась Наташа Двулецки в роли Амины — торговки морскими дарами. Она двигалась изящнее и увереннее всех, а партия наилучшим образом легла на её лирическое сопрано. Приятную компанию ей составили Ива Кружич (Барбара), Титус Витт (герцог Урбинский), Геворг Аперантс (Карамелло), Даниэль Понерт (Паппакода), Анне Элизабет Сорбара (Джиболетта), Грегор Нёллен (cенатор, разговорная роль).

Этторе Пранди, дирижёр и автор представленной в Гамбургской камерной опере музыкальной редакции «Ночи в Венеции», написал для буклета небольшую заметку о музыке Иоганна Штрауса, где отмечает: «... произведения Штрауса наряду с завидной изобретательностью обнаруживают также особенную композиторскую ловкость. Один из лучших примеров здесь – композиция первого финала в «Ночи в Венеции»: после того, как впервые звучит чувственная мелодия «Спускайся в гондолу» („Komm in die Gondel“) и за ней следует блистательный вальс «С достоинством» („Mit der Würde“), Иоганн Штраус в конце музыкального номера комбинирует обе мелодии и с контрапунктическим мастерством заставляет их звучать одновременно. В этом месте я вижу своего рода дань уважения, которую Штраус отдал своему другу Брамсу, который был почитателем Баха и сочинял музыку в соответствии со строгими правилами контрапункта».

В камерной версии Пранди оставил только звучание струнных инструментов: две скрипки, альт, виолончель и контрабас. Звук получается несколько тяжеловесным и тянущимся, как всегда в Гамбургской камерной опере в связи с акустическими особенностями зала, но свою долю радости он приносит.

Представление состоялось 21 декабря 2019 года.

Foto: Dr. Joachim Flügel

реклама

вам может быть интересно

Нерушимая тишина Классическая музыка