3 декабря 2018 года в Музеях Московского Кремля состоялся удивительный театрально-музыкальный перформанс «Чудо о пещи огненной»: от библейского действа к барочному театру.
Творческий союз артистов из Санкт-Петербурга — ансамбль «Солисты Екатерины Великой» и «Барочный балет Анджолини», представили публике, пришедшей в этот вечер в Мироваренную палату Патриаршего Дворца, свой взгляд на историю театра. Неутомимые исследователи культуры XVII–XVIII веков, мастера реконструкции, в арсенале которых постановки комической оперы Екатерины II «Горебогатырь Косометович» и первой оперы на русском языке «Цефал и Прокрис» Франческо Арайи, в этот вечер играли драму основателя «школьного театра» в России Симеона Полоцкого. Придворный поэт и наставник детей царя Алексея Михайловича Романова, Симеон Полоцкий сочинил пьесу в стихах под названием «Комедия о Навуходоносоре-царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» специально для придворного театра. В спектакле были использованы фрагменты церковного чина «Пещного действа», совершавшегося в XVI–XVII веках перед праздником Рождества Христова в Успенском соборе Московского Кремля.
Режиссер-постановщик и исполнитель главной роли царя Навуходоносора Данила Ведерников — специалист по технике актерской игры XVII–XVIII вв, предложил публике открыть для себя XVII век — познакомиться с барочной школьной драмой, с её сценическими особенностями, жестикуляцией и произношением. Для сопровождения танцевальных номеров, поставленных хореографом Константином Чувашевым, художественный руководитель спектакля Андрей Решетин выбрал музыку французского композитора эпохи барокко Андре Кампра. Актеры, находясь на расстоянии вытянутой руки от публики, были более, чем убедительны, сохраняя постоянный визуальный контакт со зрителями, вовлекая и призывая их к соучастию. Созданию особой атмосферы действа способствовало удивительное пространство Мироваренной Палаты Патриаршего Дворца, построенной в середине XVII в, где устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей.
Конечно, перформанс не являлся реконструкцией спектакля XVII в, тем более, что доподлинно неизвестно был ли он вообще когда-либо показан на сценических подмостках. Однако, представленное действо — несомненно очень талантливая и самобытная художественная фантазия-размышление на заявленную тему. По определению Лилии Киселенко — автора экстравагантных костюмов, своего рода, «барочный панк». Это, не было и оперным спектаклем в современном понимании — барочное исполнение европейской инструментальной музыки неожиданным образом сочеталось с вокальными эпизодами близкими по звучанию древнерусскому знаменному распеву.
Этот яркий современно-исторический спектакль стал своеобразным прологом к уникальному фестивалю Музеев Московского Кремля, начало которого заявлено на 2019 год. В рамках четырехлетнего цикла «Цари и музы: опера при русском дворе» будет представлен весь процесс становления жанра в России.
Несомненно, услышать редчайшие опусы наряду с знаменитыми русскими оперными ариями в пространствах Кремля — настоящий подарок любителям оперы! Публику ждёт экскурс в историю развития оперного искусства: от истоков — выступлений заезжих оперных трупп, до рождения ныне невероятно популярной во всем мире Русской оперы — жанра, сформировавшегося при непосредственном участии и покровительстве российских государей.
Фото: Валентин Оверченко