Прокофьев-гала в театре Наталии Сац
В Большом зале театра им. Наталии Сац 10 марта прошёл концерт, посвящённый 125-летию со дня рождения С. С. Прокофьева. В юбилейный вечер были исполнены два его известных, но очень неравнозначных, скорее даже полярных по уровню восприятия произведения – знаменитая симфоническая сказка для детей «Петя и волк» и далеко не детская монументальная кантата «Александр Невский».
За схожесть судеб и оптимистическую направленность искусства Прокофьева часто называют «русским Моцартом». Поэтому концерт органично открылся весёлым жизнерадостным маршем из его оперы «Любовь к трём апельсинам», по которой сегодня в театре ставится спектакль. Оркестр под управлением главного дирижера театра Алевтины Иоффе совершил торжественное шествие в музыкальный мир композитора.
Вслед за отзвучавшим маршем на сцену вышла его неизменная ведущая Роксана Сац. Она познакомила детей с незаурядной личностью Прокофьева, а затем погрузила в историю создания «Пети и волка» – сказки, которую Прокофьев сочинил по заказу Наталии Сац. В общем, рассказ получился необычно длинный, но такой живой и познавательной, что от известного всему миру произведения повеяло новизной. Во время исполнения «Пети и волка» на экран проецировались графические изображения персонажей сказки и фотографии закреплённых за ними музыкальных инструментов.
Таким светлым и лучезарным Прокофьев предстал перед слушателями только в первом отделении концерта.
«А сейчас вы должны немножко повзрослеть» – с этих слов начала своё выступление ведущая, настраивая маленькую аудиторию на программу второго отделения. В рамках авторского абонемента Алевтины Иоффе «Портреты композиторов» впервые на сцене театра прозвучал «Александр Невский» в семи частях: «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков».
Такая программа концерта, конечно же, сразу подала пищу для размышлений. Эта симфоническая кантата – монументальная музыкальная фреска, которая повествует о тяжёлых глобальных событиях в истории русского народа. В ней рассказывается о горестях родной земли, войне, бесчисленном множестве раненых и погибших воинов. Для осмысления кантаты даже взрослому человеку необходима специальная подготовка – не то, что детям.
Для исполнения такого масштабного полотна были задействованы все три сцены Большого зала. Оркестр находился на основной сцене, а в боковых кулисах расположились артисты хора: слева – женский хор, справа – мужской. Применялись световые инсталляции, за оркестром был выставлен видеоряд – изображались кадры из выдающегося советского фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский», из музыки к которому и возникла кантата Прокофьева.
Роксане Сац удалось настроить слушателей на серьёзный лад, а оркестру и хору совместными усилиями передать и богатырский размах кантаты, и героизм, и чувства страха и ужаса. Удачное расположение хора внесло в исполнение ощущение пространственности и звукового объема. Достойно справилась с выступлением в части «Мёртвое поле» солистка Анна Шайтанова. Обладательница меццо-сопрано смогла передать своим эмоционально-сдержанным пением невыразимую печаль и скорбь.
Управляла всем процессом и вдохновляла музыкантов, по-прежнему, Алевтина Иоффе. Мануальная техника дирижёра была очень уверенная, жесты чёткие, порой даже хлёсткие, диктаторские. В её движениях отчётливо проступали сила характера и напор. С мастерством Алевтина успевала не только руководить огромным составом исполнителей, возводить музыкальную архитектуру, но одновременно следить за ситуацией в зале, своевременно и точно реагируя на происходящие события. К примеру, она создала мощную эмоциональную паузу, когда между частями у кого-то зазвонил телефон.
На вопрос о том, почему кантата вошла в программу концерта, дирижёр отвечает, что и в детском театре должны исполняться такие сложные произведения: «Так как у нас в абонементах «Портреты композиторов» идёт образовательный процесс, очень хотелось преподнести детям что-то масштабное – такое, что в этом возрасте они вряд ли услышат где-то ещё».
С этим мнением можно и бесконечно спорить, и охотно соглашаться. Здесь трудно дать верный ответ. Конечно же, большинство детей не поняли содержания кантаты. Но не подлежит сомнению и тот факт, что качественно исполненная, «зримая» и эффектная музыка «Александра Невского» произвела огромное впечатление на слушателей и оставит яркий след в памяти маленьких сердец.
Фото предоставлены пресс-службой театра