«Мавра» в Театре Покровского
Премьерой оперы Игоря Стравинского «Мавра» Московский государственный академический Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского отметил 60-летний юбилей своего главного режиссера Михаила Кислярова. Новая постановка будет идти в театре в паре с другой оперой — «Блудный сын» Бенджамина Бриттена, также поставленной Кисляровым в сезоне 2013-2014 года (премьера 22 ноября 2013 года).
По числу выпускаемых ежегодно новых спектаклей Театр Покровского смело можно считать рекордсменом среди оперных домов Москвы. Не все они остаются в репертуаре на много лет, но есть и постановки-долгожители — например, «Нос» Шостаковича, поставленный еще Покровским в 1974 году, до сих пор идет на сцене.
Идея объединить в один вечер две настолько непохожие оперы кажется странной только на первый взгляд.
В действительности, между ними немало общего: во-первых, неординарные оркестровые составы. В «Блудном сыне» инструментальная часть отсылается к мотивам средневековой средиземноморской и японской музыки, поэтому работает не полный симфонический оркестр, а ансамбль солистов оркестра (альтовая флейта, труба, валторна, альт, контрабас, арфа, камерный орган и ударные).
В «Мавре» состав еще более неординарный: небольшая струнная группа, все остальные — духовые. Обе оперы — это своего рода экспериментальные опыты, сделанные в жанре камерной оперы мастерами более масштабных жанров.
В связи с этим, в первую очередь, отметим похвальную работу музыкантов оркестра. Дирижерскую нагрузку поделили — многоуважаемый Геннадий Рождественский взял на себя только премьерную «Мавру». Провел он ее очень собранно, партитура, как практически всегда при его интерпретации, приобрела какую-то особенную прозрачность, отчетливость партий и тем, при этом все это строилось на точной ритмической основе – важной компоненте музыки Стравинского. А оперой «Блудной сын» дирижировал молодой дирижер, ученик Рождественского Айрат Кашаев — и тоже предоставил качественное музыкальное прочтение.
Но все же наш камерный театр, как уж было заведено Борисом Покровским, — это театр, прежде всего, режиссерский.
Юбиляр Михаил Кисляров — по образованию не только режиссер музыкального театра, но и актер, и балетмейстер,
он начинал творческий путь с детской кинороли Дениски Кораблева в фильме «Веселые истории» по Драгунскому, потом много лет учился и одновременно сотрудничал с разными театральными учреждениями, и на вершине своей карьеры пришел к сотрудничеству с Государственным Академическим Большим Театром, а также театрами Болгарии, Германии и Англии.
Может, во многом благодаря исходной близости к актерскому мастерству и хореографии, все спектакли Кислярова — очень подвижные и очень актерские, следующие «традиции оживления театра», завещанной Покровским.
На опере «Блудный сын» подробно останавливаться не будем, поскольку о премьерном спектакле наш портал уже писал, а вот о постановке «Мавры» поговорим подробнее.
Стравинский для Кислярова — автор особенный,
режиссер ставил его произведения в разные годы на разных площадках: «Свадебка» и «История солдата» в театре «Модерн-опера», «История солдата» и «Байка» в Театре Покровского еще при жизни его самого, частично на музыке Стравинского основан и его спектакль «Контракт для Пульчинеллы с оркестром, или Посторонним вход разрешен» 2010 года. Для Камерного музтеатра Стравинский тоже очень значим — помимо двух упомянутых, в нем еще Покровским поставлена опера «Похождения повесы», и она до сих пор является неотъемлемой частью репертуара.
Комическая опера «Мавра» написана Стравинским в 1922 году на либретто Бориса Кохно по мотивам поэмы Пушкина «Домик в Коломне». Опера провалилась на мировой премьере в Парижской «Гранд-Опера» ровно за 92 года до нынешней премьеры — 3 июня 1922 года. Западный слушатель не понял утрированно русскую музыку и не оценил скрытые новаторские приемы за внешней мелодической простотой и водевильностью. Не намного успешней была и американская премьера 60-летней давности…
Тем не менее, неоднозначная судьба произведения не смутила и не заставила предаться суевериям нынешних постановщиков.
Идею воплотить оперу «Мавра» в своем театре Кисляров, по его собственному признанию, вынашивал очень долго, а поставил буквально за несколько дней в 2-х составах: первая репетиция состоялась 26 мая, а 3 июня уже прошла премьера. У режиссера были все основания гордиться артистами, которые, по его словам, «работали на разрыв аорты». В итоге таланты и сконцентрированные усилия постановочной команды сделали получасовую оперу-шутку немаловажным событием в культурной жизни Москвы.
Что же этому поспособствовало? Во-первых, постановщики не забыли и о том, что начало июня в России — традиционные Пушкинские празднования. Ну а опера на комический сюжет Пушкина (о том, как влюбленная девица Параша привела маменьке под видом новой кухарки Мавры переодетого Гусара, который вскоре был разоблачен и изгнан) — прекрасный повод, чтобы Александр Сергеевич собственной персоной появился на сцене в качестве разговорного персонажа, обозначенного в программке как «Автор».
Баритон Алексей Морозов, только что в первом отделении спевший окрашенную в довольно пессимистические тона партию Старшего сына в «Блудном сыне» Бриттена, за антракт перевоплотился в жизнелюбивого ироничного поэта и великолепно прочел отрывки «Домика в Коломне», ювелирно разбросанные режиссером по музыкальной ткани оперы.
Во-вторых, у спектакля был и вокальный лидер.
Тенор Борислав Молчанов вынес титаническую нагрузку — певческую, пластическую, драматическую.
Сначала он исполнил центральную партию Искусителя в «Блудном сыне» (автор, напомним, писал эту партию в расчете на своего знаменитого современника — выдающегося тенора Питера Пирса). Затем в «Мавре» Молчанов спел и комически воплотил Гусара (он же переодетая кухарка Мавра), сделав и тут своего персонажа безоговорочно центральным.
Если бы не достоверная информация руководства театра о том, как интенсивно готовился премьерный вечер и сколько в последние дни репетировали солисты, в это нельзя было поверить, поскольку за исключением пары едва заметных огрехов в вокале ничто не выдало усталости от проделанной работы —
Молчанов неутомимо двигался на сцене, был певчески ярок и актерски убедителен.
Этот артист, как нам кажется, идеальный исполнитель для камерного оперного театра, где важна работа каждого, и где магию создает не только долетающий до галерки голос, а весь певец как на ладони виден зрителю.
Из женских образов Александры Мартыновой (Параша), Ирины Кокориновой (Мать) и Ольги Березанской (Соседка) однозначно выявить чемпионку сложно, они все не побоялись быть беспредельно смешными актрисами, показали хороший вокал, уловили и воплотили «русский дух» музыки Стравинского. По части комического им, не в последнюю очередь, помогли очень яркие условно-русские костюмы.
И вообще, если говорить о третьей составляющей успеха, то это, безусловно, неординарная сценография художника Аси Мухиной,
выдержанная в стилистике русского авангарда 20-х годов — красно-белая железная кровать с искаженными углами, состоящие из геометрических фигур женские головные уборы.
Не можем хотя бы не назвать героев и первой «не премьерной» части вечера. Алексей Мочалов (Отец), Игорь Вялых (Младший сын) и ансамбль солистов оперной труппы поздравили своего режиссера лучшим подарком, какой они могли дать — своей хорошей работой в спектакле.
Автор фото — Иван Мурзин