Приезд в конце ноября в Москву и Санкт-Петербург Миланского симфонического оркестра имени Джузеппе Верди стал ярчайшим топовым событием в музыкальной жизни нашей страны. Имя великого итальянского гения Джузеппе Верди обязывает ко многому, но своей игрой в Большом зале Московской консерватории миланские музыканты убедительно доказали, что это имя они носят по праву.
В октябре 1998 года при оркестре, основанном в 1993 году Владимиром Дельманом, был создан и хоровой коллектив — Миланский симфонический хор имени Джузеппе Верди, но на нынешних московских гастролях он задействован не был. В апреле 2002 года в целях продвижения и поддержки деятельности как оркестра, так и хора был создан Фонд Миланского симфонического оркестра и хора, фирменный логотип которого «laVerdi» оказался изящно компактен и прост. В силу этого очень часто Миланский симфонический оркестр имени Джузеппе Верди для краткости так и называют «laVerdi».
Итак, программу концерта нынешних гастролей оркестра «laVerdi» под управлением Ядера Биньямини, с одной стороны, по-философски вдумчиво, а с другой, по-итальянски темпераментно ярко открыла монументально-масштабная увертюра к опере Россини «Вильгельм Телль».
Настоящим сюрпризом для слушателей стало затем блестящее, поистине феноменальное выступление молодой итальянской скрипачки-виртуозки Франчески Дего, исполнившей Первый концерт Паганини. Продолжила вечер величественно призывная увертюра к опере Верди «Сицилийская вечерня», а завершили его знаменитые «Пинии Рима» Респиги.
Но не обошлось и без бисов, на которые весьма харизматичный маэстро Ядер Биньямини был чрезвычайно щедр. В результате первым номером мы услышали популярнейшую развернутую увертюру к опере Верди «Набукко», а третьим (и последним) номером — нежнейшее и в то же время лирически пронзительное вступление к опере Верди «Травиата». Однако настоящий репертуарный подарок приготовил нам второй бис — весьма эффектно и колоритно исполненный «Воинственный танец» из малоизвестного балета Респиги «Балкис, царица Савская».
…Итальянские оркестры — это, скажем так, всегда «вещь в себе», подразумевающая, что их исполнительская стабильность и уровень игровой формы зачастую оказываются заложниками порывистой природной темпераментности и сиюминутности творческого настроя музыкантов. Однако на этот раз миланские «вердиевские симфоники» играли так, словно в последний раз, одаривая слушателей удивительно красивым звуком, восхищая четкой проработанностью темпоритмического рисунка, поражая обилием оркестровых нюансов.
Наверное, неслучайно в этот вечер звучало много оперно-симфонической музыки, прежде всего музыки Верди. И если увертюра к «Вильгельму Теллю» очень деликатно ввела нас в мир большой французской оперы, увертюра к «Сицилийской вечерне» этот мир наполнила уже стопроцентно итальянскими содержанием и стилистической музыкальностью, то на увертюре к «Набукко» просто произошел взрыв — большой взрыв патриотически чувственных итальянских эмоций, которые в финале концерта «срелаксировали» волной истаивающего музыкального умиротворения печально-лирического вступления к «Травиате».
Волшебные звуки скрипки работы Франческо Руджери, на которой в этот вечер играла Франческа Дего, предстали феерически совершенным каскадом того огромного количества нот, которого Паганини не пожалел для божественного качества своего шедевра, а изумительная интерпретация «Пиний Рима» сохранится в сердцах слушателей как на редкость образный программный путеводитель по избранным римским достопримечательностям…