Не раз и не два «Первый канал» позволял себе отдохнуть и расслабиться, предлагая нам заурядное кино. Но, пожалуй, еще никогда столь безоговорочно он не проигрывал по кинопоказу конкурентам: и относительно мало картин, и почти все не первой свежести, и, что самое главное, одна серее другой. При таком безрыбье в «фильмы недели» определена «Весьегонская волчица» («Первый канал», 25 июня, 18.50. Россия, 2004) — кино и не то чтобы плохое, но и не хорошее. Николай Соловцов, экранизируя крепко сбитую одноименную повесть Бориса Воробьева, попытался по-своему осмыслить проблему взаимоотношений человека и природы, сведя ее до локального конфликта потомственного охотника-волчатника (Олег Фомин), живущего с семьей в таежном поселке, и необычайно умной волчицы, предводительницы стаи. И не скажешь, что режиссер работает топорно — вызывает уважение его стремление быть правдивым во всех деталях, его умение снимать диких животных, и актеры вроде бы хороши — компанию Олегу Фомину составили сыгравшие эпизодические роли Владимир Гостюхин, Лев Дуров и Лев Борисов, но не чувствуется дыхание реальной жизни. Все упрощено, огрублено и уж больно статично.
На этом фоне кинопоказ канала «Россия» выглядит куда предпочтительней. Правда, и здесь заявленную как гвоздь программы телепремьеру мелодрамы «Дура» («Россия», 25 июня, 22.25. Россия, 2005. Режиссер Максим Коростышевский) к удачам уж никак не отнесешь. Начинается картина с затянутого, снятого в откровенно артхаусной манере и явно выпадающего из общего контекста пролога: рождается ребенок. А затем пошла мелодрама — история сестер-близняшек, одна из которых — Ульяна (ее играет жена режиссера Оксана Коростышевская) — душевнобольная из-за родовой травмы, а другая, Лиза (Регина Мянник), нормальная, пытается работать актрисой в местном театре. Ульяна изо всех сил портит жизнь сестре, а та ее жалеет, любит и все прощает. Но хоть и тяжко было, все на нервах, но жили они по-людски, пока на горизонте не появился начинающий писатель Саша (Евгений Редько), в которого имели несчастье влюбиться обе девушки... Мелодрама как таковая, увы, не получилась — помешали амбиции режиссера, который попытался снимать одновременно жанровое и авторское кино, рыхлая и тяжеловесная драматургия, а также надрывная игра Оксаны Коростышевской.
Однако помимо «Дуры» есть на «второй кнопке» и заслуживающие внимания картины. Прежде всего это «Тайные агенты» («Россия», 25 июня, 1.15. Франция — Италия — Испания, 2004). Пусть вас не смущает название — у этой картины нет ничего общего с «Ангелами Чарли» и прочей высокобюджетной «одноклеточной» чепухой, где все строится на сногсшибательных трюках и спецэффектах. Вообще-то и здесь впечатляющих трюков (одни подводные съемки с водолазами и настоящей акулой чего стоят!) и спецэффектов хватает, и сюжет закручен что надо (если не перекручен!), есть и другие атрибуты жанра шпионского боевика. И вместе с тем это достойное кино, отчасти даже философское. У его героев нет ничего джеймсбондовского, они выглядят усталыми и озабоченными. Режиссера Фредерика Шендорффера интересовали в первую очередь не их приключения, а изнанка шпионского мира, нравы, царящие в спецслужбах, и он эти нравы жестко препарирует. Большую роль играет музыка Брюно Кулэ, знакомого нам по документальным фильмам «Микрокосмос» и «Птицы», которая создает особую атмосферу и как бы компенсирует недостаточно глубокую психологическую проработку характеров главных персонажей. Еще одна особенность: совершенно нехарактерный для боевиков вкус к «мелочам жизни», которые у Шендорффера становятся художественными деталями, образами. Самые знаменитые (со времен Элизабет Тейлор и Ричарда Бартона) супруги-актеры Венсан Кассель (Брессо) и Моника Беллуччи (Лиза) вновь (после «Необратимости») играют супружескую пару — французских спецагентов, которые вместе со своими коллегами (их играют Сержио Пери-Менкета и Людовик Шендорффер) получают от своего шефа (Андре Дюссолье) задание уничтожить корабль с контрабандным оружием для ангольских бандформирований. Задание выполнено, но вскоре Брессо и Лиза поняли, что оказались в ловушке...
В детективном триллере «На грани безумия» («Россия», 23 июня, 1.15. США — Франция, 1987) Роман Поланский как бы отдает дань уважения Хичкоку. По рецептам великого мастера саспенса он мастерски нагнетает напряжение, умело закручивает интригу. Харрисон Форд играет калифорнийского хирурга Ричарда Уокера, который приезжает с женой (Бетти Баклей) в Париж на научную конференцию. В гостиничном номере они узнают, что их чемоданы перепутали с чужими. А пока он был в душе, его жена исчезла... Фантастический триллер «Побег Логана» («Россия», 22 июня, 0.35. США, 1976. Режиссеры Майкл Андерсон, Роберт Дей. В ролях: Майкл Йорк, Ричард Джордан, Дженни Агаттер, Фарра Фосетт, Питер Устинов) переносит нас в далекое будущее. Выжившие после природного катаклизма люди живут в гигантском подземном городе в свое удовольствие до 30 лет, затем подвергаются ритуалу перерождения. Те же, кто отказывается, уничтожаются возрастной полицией. 26-летний Логан (Майкл Йорк) состоит в этой полиции. Но когда процессор компьютера ошибочно переводит часы его жизни вперед на четыре года, охотник сам превращается в преследуемого беглеца... «Вам письмо» («Россия», 24 июня, 23.20. США, 1998. Режиссер Нора Эфрон. В ролях: Том Хэнкс, Мег Райен, Грег Кинниар, Паркер Поузи) — романтическая комедия. Кэтлин Келли (Мег Райен) — владелица старенького магазина детских книг, который она унаследовала от матери. Дела идут неплохо, но неожиданно за углом появляется конкурент, который грозится выжить Кэтлин из бизнеса. Это Джо Фокс (Том Хэнкс), представитель мегасети магазинов, который открывает суперсовременный книжный магазин по соседству. Джо и Кэтлин вступают в жесткое противостояние, не догадываясь о том, что уже давно знакомы. Их связывает давняя и нежная переписка по электронной почте. Они и не осознают, как близко их взаимное счастье. А в реальной жизни каждая встреча Кэтлин и Джо оборачивается перепалкой. Она обвиняет Джо в том, что он видит в книгах только источник дохода, а он в ответ защищает ценности капитализма... Предсказуемость финала очевидна уже после завязки. Но режиссер так мастерски строит действие, а исполнители главных ролей так вдохновенно играют, что просмотр картины доставляет истинное удовольствие.
В активе НТВ меньше качественных фильмов, но зато в их числе настоящий шедевр — психологическая драма «Последнее танго в Париже» (НТВ, 22 июня, 0.35. Франция — Италия, 1972. Режиссер Бернардо Бертолуччи). Выход на экраны этой совершенной во многих отношениях ленты сопровождался скандалами и запретами на ее демонстрацию из-за обилия чрезвычайно откровенных для того времени эротических сцен. Ныне эти сцены не воспринимаются как нечто шокирующее — мы видали сцены и похлеще, и не раз. Но с такой силой и под таким ракурсом нам о трагедии одиночества, пожалуй, и не рассказывали ни до того ни после. Герой Марлона Брандо Пол (выдающаяся работа великого актера после целой серии проходных ролей) ищет выход из одиночества в сексуальной близости. В самом начале фильма он случайно оказался в пустой комнате вместе с молодой девушкой Жанной (Мария Шнайдер) из состоятельной семьи. Вдруг почувствовав неудержимое сексуальное влечение, они прямо-таки набросились друг на друга. Потом они встретились еще раз и еще раз, ничего не зная друг о друге, — он сразу жестко пресек ее попытки просто пообщаться. Но через некоторое время Пол, ожесточившийся на весь мир после внезапного самоубийства жены, оказавшийся в тяжелейшем душевном кризисе, начал испытывать к Жанне нечто большее, чем желание физической близости. Но девушка отвергает его — ей приглянулся парень (Жан-Пьер Лео), и она решила выйти за него замуж...
Будь Вуди Аллен моложе лет на 30 или даже на 20, он бы сам сыграл в романтической комедии «Кое-что еще» (ТВ3, 19 июня, 11.00. США, 2003) роль рефлексирующего писателя Джерри, который, влюбившись с первого взгляда в юную и непредсказуемую Аманду (Кристина Риччи), столкнулся с множеством проблем. И самая болезненная из них: Аманда всячески избегала интимной близости, выдавая себя за святую недотрогу. Джерри оказался в шоке, когда узнал, что его невинная возлюбленная, оказывается, спит чуть ли не со всем Нью-Йорком!.. Подобных персонажей Ален переиграл великое множество как в своих, так и в чужих фильмах. Но на тот момент ему было уже 67, и потому пришлось доверить роль Джерри Джейсону Бигсу, отличившемуся в молодежном «Американском пироге». И тот не подвел. А для себя Аллен придумал роль также писателя, но уже пенсионного возраста, который предпочитает коротать остаток дней в созерцании мира со скамейки в нью-йоркском Центральном парке. Вот на этой скамейке он и учит уму-разуму своего молодого коллегу... Подобного рода кино Аллен снимал, кажется, всю свою жизнь, но и в этой картине не опускает планку качества, и потому она была отобрана на открытие Венецианского фестиваля и вызвала неистовство фестивальной публики.
Увлекательное кинозрелище представляет собой военный боевик «Подводная лодка Ю-57» ( СТС, 23 июня, 21.00. США, 2000. Режиссер Джонатан Мостоу. В ролях: Мэттью МакКонахи, Билл Пэкстон, Харви Кайтел). Речь в нем идет о том, как экипаж американской подлодки получил в 1942 году ответственейшее задание: захватить немецкую подлодку, имевшую на борту секретнейшую шифровальную машину «Энигма», которую союзное командование давно уже и безуспешно пыталось заполучить. Немцев удалось обмануть, немецкая подлодка с «Энигмой» была захвачена, и дальше началось самое интересное: американские подводники, преследуемые немцами, пытаются во что бы то ни стало доставить «Энигму» по назначению. Безусловно, этот фильм далеко не столь совершенен, как шедевр Вольфгана Петерсена «Лодка», но Джонатану Мостоу, мастерски использовавшему современные кинотехнологии, удалось не просто увлечь зрителей, поразить их внешними эффектами, но и воссоздать атмосферу боя, убедительно передать психологию людей, оказавшихся в запредельно критической ситуации.
Приятно удивили своих поклонников братья Джоэл (режиссер) и Этан (сценарист и продюсер) Коэны. Признанные лидеры авторского кино («Бартон Финк», «Большой Лебовски», «Простая кровь», «Фарго», «Человек, которого не было»), они вдруг ударились в «коммерцию» — сняли авантюрную комедию «Невыносимая жестокость» (СТС, 24 июня, 21.00. США, 2003. В ролях: Джордж Клуни, Кэтрин Зета-Джонс, Джеффри Раш, Билли Боб Торнтон) с бюджетом в 60 миллионов долларов, где суперзвезды Джордж Клуни и Кэтрин Зета-Джонс разыгрывают захватывающе лихую историю любви-ненависти. Он (Клуни) — плейбой и по совместительству преуспевающий адвокат по бракоразводным делам — всегда одерживает верх, и очередная победа не явилась ни для кого неожиданностью. Разве что для бывшей жены его клиента (Зета-Джонс), очаровательной охотницы за мужьями, которая при разводе рассчитывала получить большой куш, но осталась без гроша. И она, до сих пор не знавшая поражений, решила изощренно отомстить... Картина получилась легкая, изящная и по-настоящему смешная — идеальный продукт для приятного времяпрепровождения.
Геннадий Белостоцкий