Одесский международный кинофестиваль заасфальтировал Одесскую киностудию
В июле впервые прошел Одесский международный кинофестиваль. И если раньше в Украине был один, широко известный за пределами страны кинофестиваль «Молодость» в Киеве, то теперь амбиции связаны с многолетней жизнью и нового детища. Первый живет в рамках двуязычия: рабочими языками являются украинский и английский, второй, одесский, от русского языка не отказался.
Да и в Одессе, в отличие от нынешнего Киева, освоившего украинский за последние 4 — 5 лет, говорят почти все по-русски. Программу собирала киевская команда. В конкурс вошли не самые, может быть, заметные картины, скорее продукция второго ряда, что не умаляет ее качества. Одесса и не претендовала на первооткрытия. Курс изначально брался на «умное жанровое кино» с юмором, тем самым продолжалась традиция некогда проходившего в Одессе кинофестиваля «Золотой Дюк». Но при этом довольно странно смотрелась в данном контексте российская лента, которая в итоге и победила, — «Детям до 16...» Андрея Кавуна. Картина, безусловно, жанровая, но отнюдь не фестивальное кино, а ориентированное прежде всего на прокат. Другие фильмы конкурса все же претендовали на некие, иногда мифические, поиски нового киноязыка и участие в фестивальных марафонах. Тем более неожиданно, что жюри во главе с таким эстетом, как Йос Стеллинг назвало «Детям до 16...» лучшим фильмом. Хотя картина энергетичная и заполняет неосвоенную у нас нишу молодежного кино, на которое очень серьезно в последнее время нацелен продюсер проекта Валерий Тодоровский. Эта история намеренно лишена социальной подоплеки, она о любви, причем такой, что бывает только в ранней юности, не знающей берегов, но не страхующей от первых жизненных разочарований и предательства. В картине снимались талантливые молодые артисты. Особенно хороши такой обыкновенный на вид Дмитрий Кубасов и куда более экзотичная Анна Старшенбаум, дебютировавшая два года назад в фильме Леонида Рыбакова «Скажи Лео». Герои — студенты. Кир Кубасова — застенчив и не умеет знакомиться с девушками, а потом неожиданно для всех и самого себя становится чуть ли не мачо. Зато его друг может встречаться сразу с двумя, чтобы не привязываться ни к кому. Романтические отношения в какой-то момент становятся комедийными, и нелепость происходящего поначалу и предугадать невозможно. Но довести до совершенства это равновесие, как и проработать до конца все тонкости ситуации Андрею Кавуну все же не удалось. Не это его конек, в чем мы могли не раз убедиться: за плечами этого режиссера «Охота на пиранью», «Кандагар» и «Курсанты», телесериал «Суд идет». В сентябре его новый фильм выйдет в прокат более чем в 250 копиях.
Глядя на сидящего на сцене Стеллинга, вспоминалось, что в своем фильме «Душка» о загадочной русской душе с Сергеем Маковецким в главной роли он запечатлел в смехотворном виде некий кинофестиваль на просторах России, ставший своего рода моделью для городов и весей нашей необъятной родины. Церемония награждения и произнесения речей — дикая, но именно она повторяется повсеместно. Но столь сильное впечатление на Стеллинга произвел вовсе не российский фестиваль, а вышеназванная «Молодость», которая и спровоцировала определенные образы на экран. Хотя «Молодость» — не какой-нибудь доморощенный фестиваль, но тем не менее голландский классик увидел то, что увидел. Интересно, о чем он думал на сцене великолепного оперного театра Одессы, где, в сущности, повторилось то, что случается сплошь и рядом на всех постсоветских фестивалях? Одно отличие: так, как одеваются в Одессе по торжественному случаю, не одеваются у нас никогда. Почти все дамы на церемониях открытия и закрытия фестиваля были в вечерних нарядах, изысканных и креативных платьях. А уж таких декольте и прочих открытых участков костюма в самых неожиданных местах лично мне видеть не приходилось. Иной раз дело доходило до кича, но это же был чисто одесский фирменный кич, что немаловажно. Зато и Наташи Ростовы попадались с нежными головками, перевязанными ленточками. У кого-то красовался в волосах бант из кинопленки. В общем, было на что посмотреть. «Кинотавру» и Московскому кинофестивалю до такого дефиле далеко. Даже Каннскому фестивалю, который движется в сторону минимализма, как и весь мир, с Одессой трудно конкурировать по части разнообразия и непредсказуемости нарядов, несмотря на разницу благосостояний.
Что же до Стеллинга, то его, похоже, фестивальная тематика интересует сегодня меньше, на мастер-классе он неожиданно посоветовал своим слушателям снять фильм об украинском правительстве. Сам же реализует совсем другой проект, навеянный XIX веком, — «Девушка и смерть», где главным героем станет опять русский, и возможно, Маковецкий.
В последнее время особый интерес кинематограф проявляет к героям внушительных размеров, к толстякам. Фестивальные афиши и каталоги все чаще украшают кадры, запечатлевшие необъятных размеров персонажей, и это оказывается привлекательным для широкой публики и профессионалов. Вот и Одесса не стала исключением. Парикмахерша в одноименном фильме немецкого режиссера Дорис Дери — создание отнюдь не субтильное, но это для нее не повод предаваться печали, она живет так, как если бы была стройна, как березка. Не берут на работу из-за тучности — открывает собственный салон. Был представлен и фильм испанского режиссера Даниэля Санчеса Аревало с выразительным и самоговорящим названием «Толстяки». Жир на боках для героев — все равно что подушка безопасности, диета в их жизни — дело третье. Героиня «Октября» перуанских режиссеров — братьев Даниэля и Диего Вега — тоже не худышка. А вот герои внеконкурсной израильской ленты «Дело в размере» Шарона Маймона покидают семинар по похудению, отказываются от культа диеты и «диктатуры худобы», идут в мир сумо, где люди с избыточным весом — не аномалия, а то что надо. Издававшаяся в дни фестиваля газета отметила, что эта тема интересна для Одессы, поскольку там много людей с избыточным весом, но все же дело не в весе, а в отношении к нему и, соответственно, к себе в связи с данным обстоятельством.
Особняком стояла в конкурсе французская лента «Резина» Кентена Дюпье. Героиней ее стала резиновая покрышка, живущая вполне человеческой жизнью. Она умеет чувствовать и наказывать тех, кто плохо поступил с ее собратьями. Она преследует грубых автомобилистов, расправляется с ними в номерах мотелей, причем довольно жестоко. А уж кадры, запечатлевшие час мести, излишне натуралистичны и вовсе не с клюквенным соком, а с самым настоящим кровопролитием.
Показали на фестивале несколько ретроспектив, в частности Киры Муратовой — самой знаменитой киноодесситки, она дала мастер-класс для студентов Летней киношколы, занятия которой проходили на территории Одесской киностудии. Прошла ретроспектива и самой студии, где представили фильмы «Беня Крик», «Зеленый фургон», «Приходите завтра», «По улице комод водили...», всего 8 картин.
В дни фестиваля на Одесской киностудии открыли мемориальную доску в память о Вере Холодной, чье имя связано с этим городом, устроили перформанс: молодые актрисы с набеленными лицами изображали томных героинь немого кино, мучились от жары в закрытых и душных костюмах, но очень старались отобразить всеми возможными средствами свое представление о минувшей великой киноэпохе. А потом мы прошли по дебрям киностудии, заросшей травой, с бассейном, где когда-то снимались славные советские фильмы, а теперь раскинулись редкостной запущенности руины. Ступить свободно по этой земле невозможно. Тут же появляется охранник и перекрывает путь. Как и многие киностудии постсоветского пространства, Одесская переживает проблемы передела собственности, задыхается от долгов и фактически ничего не производит. Большой участок земли в непосредственной близости от Черного моря — лакомый кусочек для больших кошельков, не озабоченных судьбами родной культуры. Кое-кто мечтает все, что здесь есть, убрать и понастроить прибыльной недвижимости. Нам показали памятник выдающемуся артисту Амвросию Бучме, который оценили новые украинские богатеи в 1 гривну (по другим сведениям — в 8). Совсем недавно Ялтинскую киностудию сотрясали аналогичные проблемы. А теперь ее представитель рассказывал, каким образом удалось вырваться из коллапса. Спасли не шальные деньги, а творческие идеи. Начали с конкурса сценариев, а уж под них подтянулись и продюсеры.
На фестивале провели дискуссию по поводу состояния дел на Одесской киностудии, прошла она отнюдь не политкорректно, в лучших традициях российских киносъездов. Вещи назывались своими именами, никто не собирался щадить чужие чувства. Там-то и вспоминали опыт Ялты. Вел разговор бывший одессит (хотя бывших одесситов не бывает, конечно) продюсер Сергей Члиянц, давно живущий и работающий в Москве, прославившийся совместной работой с Кирой Муратовой и «Бумером». На Одесском фестивале он был членом жюри. Специально приглашенный гость дискуссии — Александр Гордон, большинству известный как телеведущий, в том числе и «Закрытого показа», но еще и кинорежиссер. Себя он назвал самым полочным режиссером постсоветского периода. Два года назад снимал на Одесской киностудии новый, так и незаконченный фильм, и теперь говорит, что сюда его больше не затащить. Гордону хватило смелости (тут бы применить другой глагол) задать вопрос: по какому праву и кто сегодня руководит Одесской киностудией? А руководит ею присутствовавший на дискуссии Виктор Ноздрюхин, в прошлом начальник цеха съемочной техники. Назначен он директором 28 апреля 2009 года. Гордону Виктор Ноздрюхин ответил: сам все сроки нарушал в период работы и чего теперь валить с больной головы на здоровую. А свою задачу глава студии видит в том, чтобы на том месте, где она находится, она бы и находилась, а не новые коттеджи. Главное, чтобы Одесская киностудия была фильмопроизводящей, а не только предоставляла услуги чужакам. Собравшиеся задавались вопросом: почему «Ликвидацию» сняли не одесситы, а москвичи, а теперь опять-таки на «Мишку Япончика» деньги нашлись в России. За три последних года от министерства культуры Украины студия не получила ни копейки (в Одессе даже на Привозе гривны называют рублями). Территория студии составляет 6,7 гектара, а коммунальные платежи (без учета оплаты тепла) — 124 тысячи гривен в месяц (если умножить эту цифру на 4, то приблизительно получим сумму в рублях). Киностудия способна погасить лишь 65 тысяч. Зарплату платить нечем. Но делают, по словам Виктора Ноздрюхина, все что можно: чтобы по студии не бегали собаки, вот и кинозал открыли, которого не было 14 лет, теперь там показывают арт-хаус, а в дни фестиваля проводят мастер-классы. Спасибо фестивалю, под него заасфальтировали дорогу на киностудии. Фильмотеку, по его словам, свистнули, принадлежит она кому-то другому, а не студии. С мест начали кричать, что знают — кому, прозвучали конкретные имена и обвинения в продажности судов. На дискуссии собрались режиссеры киностудии, молодые их собратья, которые тоже жить хотят, да не так, как «старики». Присутствовала Екатерина Копылова — глава Госслужбы кинематографии Украины. Она тоже «не несет ответственности» за утраты, в частности фильмотеки, поскольку недавно назначена на свой пост. Были представители местной власти, производящие впечатление цивилизованных, ответственных людей. Кстати, обладминистрация Одессы существенно профинансировала фестиваль. Так вот представители областной власти и губернатор озабочены тем, чтобы создать инвестиционный климат, способствующий привлечению людей бизнеса. Уповать только на государство в возрождении Одесской киностудии нельзя.
Местная администрация не финансирует кинопроизводство. Но из областного бюджета однажды выделили весьма серьезную сумму. Фильм был посвящен григорьевскому десанту. Но нет ни фильма, ни денег. «Воруют в этой стране не только чиновники, но и кинорежиссеры. Еле отбились от прокурора, поскольку это были бюджетные деньги, и они растворились, растворился и режиссер. Неверно сделали, когда передали все полномочия по киностудии фонду госимущества. Если все отдать арендаторам, то в итоге останемся без киностудии и без кино», — высказался представитель одесской администрации.
Интересно, что в этом эмоциональном и сумбурном обсуждении принимали участие иностранные гости фестиваля. И их высказывания еще отчетливее очертили ситуацию, в которой пребывает большинство киностудий постсоветского пространства.
Польский классик Кшиштоф Занусси заметил, что обсуждаемые проблемы возникли в Европе лет 20 назад, и удивительно, что некоторые идеи тех времен оказались актуальны в нынешней Одессе. Он говорил, что киностудия в Польше живет благодаря аренде, она на ней зарабатывает. Вообще, зачем сегодня студия в городе? Можно же новую построить, а старую в черте города выгодно продать. «Студии корней не имеют, можно все привезти на грузовике», — огорошил собравшихся пан Занусси, не вполне знакомый с постсоветскими реалиями. Его поддержал Александр Гордон, заявивший, что студия умещается в чемодане, и она вовсе не для того, чтобы на ее территории открывать четыре музея кино. Этим он совсем расстроил. Мы и так только разрушаем не нами созданное, не умеем хранить реликвии и как следствие имеем воинствующую необразованность. Если бы наши молодые кинематографисты посещали музеи кино, то не были бы так беспросветно неграмотны. Подвел итоги глава Украинского союза кинематографистов Сергей Тримбач: «Власти мы не доверяем, а уж как разворовать у нас умеют — тоже нам знакомо. В Польше воруют меньше, вот в чем разница. А если Киностудия Довженко затеет то, о чем вы говорите, то не будет ничего». Все это — на фоне жалоб одесских режиссеров, что нет у них ни работы, ни зарплаты. Раздавались призывы поговорить об отсутствии творческой инициативы у наших кинодеятелей. «Маскам шоу», к примеру, как сказал их представитель, ничего и ни от кого не нужно. Сами выживают, главное, чтобы не мешали, тут четко усвоили, что государство в ближайшие годы ничего не даст. В общем надо не деньги просить, а предлагать продюсерам хорошие идеи. А в Одессе можно, наверное, хотя бы урезонить ментов, чтобы они не вымогали взятки у съемочных групп, что засвидетельствовал московский одессит Сергей Члиянц. После дискуссии стало ясно, что энергии у одесситов не отнять, есть желание совершить рывок, есть идеи, хоть и не у всех, значит, можно на что-то рассчитывать. А новый фестиваль, если делать его с умом, может поспособствовать хотя бы привлечению внимания к существующим проблемам.
Светлана Хохрякова