Опера «Ромео и Джультетта» в КЗЧ
Год Франции в России для поклонников оперного искусства начался весьма романтично: в зале им. Чайковского состоялась концертная постановка оперы Шарля Гуно «Ромео и Джультетта». Не вполне понятно, как одна из самых кровавых историй любви могла бы претендовать на роль символа дня всех влюбленных, но факт на лицо, и филармонический абонемент «Оперные шедевры» делает такой вот подарок на 14 февраля.
В центре внимания оперы оказываются исполнители партий Ромео и Джульетты, не просто потому, что являются главными фигурами постановки, исполнение этих певцов произвело ошеломляющий успех. Весьма юному, но довольно перспективному американскому тенору Стивену Костелло понадобилось время, чтобы раскрыть голосовые возможности. И, надо сказать, было что раскрывать: не сильный, но, тем не менее, способный брать очень высокие ноты, мягкий, тягучий, приятного тембра тенор американца оставил весьма отрадное впечатление. Единственное, что не вписывалось в представления о сценическом образе Ромео – это поведение солиста. Постоянные поползновения убирать руки в карманы штанов, и как бы не желание втягиваться в драматическую игру, которая даже в концертном исполнении необходима, делала исполнение Кастелло в какой-то степени механическим.
Для партнерши певца, мексиканской певицы Марии Алехандрес, это помехой не оказалось и, показав свои недюжинные драматические способности, невероятной энергетики натуру, она почти что «заставила» Ромео умирать в финальной сцене оперы. Их последний «предсмертный» дуэт был по-настоящему красив и полон драматизма.
В своей собственной партии обладательница первой премии конкурса Operalia продемонстрировала мощнейший насыщенный голос с сильнейшими верхними нотами. Правда довольно досадным оказалось то, что в вальс Джультетты, единственное, с чем знаком рядовой отечественный слушатель, певица не смогла внести той легкости, которой от нее, казалось, ожидали. В погоне за верхними нотами Алехандрес упускает множество нюансов, которые создают легкость и лиричность образа героини, в певице много драматизма, но не хватает пластичности голоса, внимания к мелкой вокальной обработке партии. Хотя, если говорить в целом, то певице удалось создать цельный драматический образ Джульетты.
Весьма убедительным в этот вечер был исполнитель второстепенной роли отца Лорана, Николай Диденко (бас), в России последнее время довольно редкий гость. Обладатель густого, тягучего баса, Диденко вполне гармонично вписался в образ размеренного и спокойного служителя церкви.
В числе исполнителей заслуживает внимания Анна Стефани, спевшая партию Стефано. Эпизодическая, но довольно яркая роль позволила певице продемонстрировать чувство стиля, вокальную экспрессию. Довольно сдержанная внешне, Стефани все же смогла передать мальчишеский задор и кипучесть молодого пажа.
Стоит сказать, что не последнюю роль в постановке сыграл оркестр «Новая Россия» под управлением французского дирижера Бенжамина Пьоннье. Сочинение Шарля Гуно, местами весьма затянутое, довольно грузное само по себе, может стать непосильным испытанием не только для оркестра, но и для слушателя. Пьоннье вместе с оркестром удалось удивительное – невероятно длинная пятиактная опера, пронеслась на одном дыхании. Дирижер наполнил звучание оркестра настоящей кипучей энергетикой, которой заразился то ли от мексиканской горячности Алехандрес, то ли от накала трагедийных страстей самого произведения.
Итог впечатляет: концертное исполнение «Ромео и Джульетты», не предвещавшее ничего примечательного, в отсутствии мало-мальски знакомых имен, обернулось настоящим событием.
Проекты Михаила Фихтенгольца для абонемента «Оперные шедевры» не всегда оказываются удачными, но тяготение к определенному уровню есть, и это не может не радовать. После многих лет оперного застоя московский слушатель начинает вновь открывать для себя достояния мировой оперной культуры.