Одному из самых почитаемых и востребованных в мире наших дирижеров Александру Дмитриеву исполнилось 75 лет. Последние три десятилетия он возглавляет Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д.Шостаковича.
Насколько легче рисовать портреты людей, в облике которых имеются неправильности, насколько проще писать о художниках, выбивающихся из нормы! О тех, что идут к цели извилистым путем и отшвыривают готовые матрицы. Александр Дмитриев поднимается к высотам искусства по прямой, на редкость последовательно и целеустремленно. Маэстро не опрокидывает установившихся обычаев и традиций. Он придерживается норм во всем: в образе жизни, нравственных установлениях, творчестве. К слову «норма» в обиходе прилепилось определение «средняя». Но для Дмитриева нормой служит отнюдь не средний показатель, а высший: интеллигентность — бескомпромиссная, талант — всеобъемлющий, работоспособность — предельная, ответственность — абсолютная. Иметь с ним дело — приятно, оттого, что надежно. Подобное же ощущение радости, основательности, стабильности, полнейшей творческой отдачи испытываешь, слушая его концерты.
Его интерпретации неизменно серьезны и начисто лишены авантюрных поползновений подменить авторское послание чем-то придуманным. Постичь заложенный композитором в свое творение внутренний смысл, проникнуться этим смыслом, слиться с ним и увлечь за собой оркестр — к этому он постоянно стремится, по многу раз возвращаясь к уже играным произведениям, подобно тому, как это некогда делал на той же филармонической эстраде великий Мравинский. Дмитриев был в течение нескольких лет ассистентом Евгения Александровича, так что от него непосредственно перенял страсть и привычку стремиться к максимальному совершенству.
Александр Сергеевич — потомственный музыкант: его отец, превосходный исполнитель на ударных инструментах, долгие годы играл в филармоническом оркестре. Первоначальное — и очень солидное — профессиональное образование будущий дирижер получил в Хоровом училище при Певческой (некогда Придворной) капелле, где по традиции, идущей от Римского-Корсакова, мальчиков обучали не только пению, но также игре на инструментах и дирижированию, где они с юных лет практически осваивали вокально-симфонический репертуар. В Ленинградской консерватории он обучался по специальностям «Хоровое дирижирование» — у легендарного педагога Е.Кудрявцевой и «Теория музыки» — у выдающегося ученого Ю.Тюлина. Аспирантуру, где его руководителем был знаменитый Николай Рабинович, он окончил как дирижер-симфонист.
Потом в течение десятилетия возглавлял в Петрозаводске оркестр Карельского радио и телевидения и здесь обрел творческую зрелость, подтвержденную лауреатством на Всесоюзном конкурсе дирижеров. В эту же пору была стажировка в Вене у Г.Сваровского и К.Остеррайхера и, как упоминалось, в Ленинграде у Е.Мравинского. Далее последовало приглашение на пост главного дирижера Ленинградского Малого оперного театра. Я с волнением вспоминаю премьеры таких спектаклей, как «Ифигения» Глюка, «Умница» Орфа и, особенно, балета Бориса Тищенко «Ярославна», музыкальная сторона которых была превосходна.
С 1977 года жизнь Дмитриева связана с АСО филармонии. Это коллектив со славной историей: именно он в войну, будучи еще оркестром Ленинградского радио, героически провел в осажденном городе премьеру Седьмой симфонии Шостаковича. Войдя в послевоенную пору в состав Ленинградской филармонии и став рядом со старшим по возрасту, прославленным оркестром Мравинского, он работал под руководством таких крупных дирижеров, как К.Элиасберг и А.Янсонс, особого же блеска и мирового признания достиг при Ю.Темирканове. Дмитриеву, который сменил Темирканова, когда тот возглавил Кировский театр, надлежало сохранить реноме и высокий уровень коллектива. Это ему сполна удалось — вопреки огромным трудностям, связанным как с общим положением искусства в стране, так и с иными обстоятельствами. В 1985 году оркестру было присвоено звание «академический».
Что дирижирует Дмитриев? Все. Каких-либо репертуарных предпочтений я не замечал. Глубоко и совершенно интерпретирует он Бетховена, Шуберта, Чайковского, Брамса, Малера, Шостаковича. Французская, американская музыка, сочинения композиторов Скандинавии и славянских стран, и, конечно, отечественных авторов, в том числе новейших, звучат у него великолепно. Особого, и восхищенного, упоминания заслуживают его выступления с солистами, с которыми у него каждый раз возникает удивительный ансамбль. Неслучайно в юбилейном абонементе мастера, который в нынешнем сезоне объявила Петербургская филармония, с радостью вызвались участвовать такие превосходные артисты, как Лиана Исакадзе, Наталия Гутман, Елизавета Леонская, Элисо Вирсаладзе, Роберт Холл.
Александр Сергеевич пользуется большим уважением за рубежом — благодаря многочисленным гастролям со своим коллективом и выступлениям с другими оркестрами (с некоторыми его связывали договорные отношения и многолетнее сотрудничество). Не так давно я слышал Дмитриева в Германии: с Гамбургским симфоническим оркестром он играл русскую музыку, и то был ее истинный триумф. В свои 75 он, как и прежде, энергичен, мудр и вдохновен. Пусть же еще долгие годы его искусство несет радость почитателям, оставаясь для них образцом высокой гармонии.
Михаил Бялик