Так повелел Тарантино в «Бесславных ублюдках»
В российский прокат вышел новый фильм отчаянного Квентина Тарантино, сделанный в жанре спагетти-вестерна. На минувшем 62-м Каннском кинофестивале «Бесславные ублюдки» принесли награду актеру Кристофу Вальцу, исполнившему роль полковника СС по имени Ханс Ланда, да крайне низкий рейтинг критиков.
Жюри под руководством Изабель Юппер свой главный выбор сделало в пользу «Белой ленты» Михаэля Ханеке, рассказывающей об истоках фашизма. А Тарантино, работавший примерно на той же территории, лихо посмеявшийся над Третьим рейхом, был заклеймен. И совершенно напрасно. Ничего вопиющего он не сделал. Остался все так же верен себе, своей беспредельной, истинно киноманской любви к кинематографу, просто забрался на «чужую территорию».
Все мы привыкли к его играм на криминальном поле, дурацким историям, лихо замешенным на киноконтексте, сдобренном киноцитатами и пародиями на них. Тарантино позволено хулиганить с отморозками, а вот на серьезной теме оттянуться — никак нельзя.
Прошло много лет со дня окончания Второй мировой войны. Фильмов на эту тему снято много, немало среди них и подлинных шедевров. Кино это было чаще всего серьезное и драматическое, иногда комедийное, но сделанное с пиететом к событиям тех лет, унесшим жизни миллионов людей. И только сейчас начинают появляться фильмы, пытающиеся взглянуть на гитлеровский режим с развенчивающим смехом. Немцы, заплатив тоже страшную цену и несущие на своих плечах комплекс вины, только-только начали иронизировать на эту тему в духе своего соотечественника Бертольда Брехта и его незабвенной «Карьеры Артуро Уи».
Тарантино, в сущности, делает то же дело. Банда отчаянных еврейских парней во главе с героем Бреда Питта выходит в «Бесславных ублюдках» на тропу войны и снимает с подвернувшихся ей фашистов скальпы. Компашка идиотская, конечно, как это бывает у Тарантино, скопище уродов. Фашистам мало не покажется.
Интересно, что одну из ролей в своей картине, а работа над замыслом и проектом продолжалась более десяти лет, когда еще не было в помине «Убить Билла», Тарантино предложил Юппер. А та взяла и отказалась. Есть еще актрисы, которые могут себе позволить не работать с Тарантино.
Теперь гадают, какая роль ей предназначалась. Скорее всего, та, которую сыграла молодая французская актриса Мелани Лоран — владелица кинотеатра, где и погибнет бесславно весь Третий рейх. Наверняка был бы интересный опыт у Юппер, тем более что в последнее время у нее не случалось выдающихся ролей.
Героиня Мелани Лоран появляется в ярко-красном платье в тот самый день, когда назначена смерть Гитлеру и его приспешникам. Губы ее — как с рекламной обложки — красные, словно очерченные кровью. Как воплощение революции и огня эта хрупкая женщина, напоминающая знамя, погибнет вместе с кликой фашистских главарей во время киносеанса, на котором они вкушали вкус своей победы. Это юное создание чудом уцелело в те дни, когда нацисты погубили всю ее семью, когда в деревенский дом ее отца явился Ханс Ланда, прозванный Охотником за евреями.
На роль Гитлера Тарантино позвал выдающегося немецкого актера Мартина Вуттке, много лет играющего главную роль в пьесе Брехта «Карьера Артуро Уи». Ключевую роль нацистского офицера исполнил австрийский актер Кристоф Вальц. Тарантино собрал мощную актерскую команду. В «немецком блоке» представлена и Диана Крюгер, сыгравшая немецкую актрису, к которой благоволят оккупанты, а она ведет двойную игру. Компанию ей составил великолепный британский актер Майкл Фассбиндер, который становится одним из наиболее ярких представителей современного европейского кино.
Тарантино снял стильное кино. Конечно, Гитлер времени зря не тратил. Все было продумано до мелочей, поражала воображение фашистская символика, сочетания красного с черным. Эстетизация пространства поразительная. Достаточно посмотреть черно-белые фильмы Лени Рифеншталь, чтобы почувствовать красоту глобальной исторической постановки, которая безошибочно действовала на людей. Гитлер в ее лентах ничего не говорит особенного, выдает сплошные лозунги, но его появление подготовлено, отсюда и тот дурман, который охватил целую нацию. У Тарантино во всей этой красоте функционируют карикатуры. На реальных людей все это мало похоже.
В общем, он еще раз доказал, что важнейшим из искусств является кино, способное своей убойной силой умертвить даже Гитлера. Это кино про кино. Может быть, и не самое выдающееся в биографии этого режиссера, но и неудача такого талантливого человека имеет свою цену, которая другим и не снилась.
Светлана Хохрякова