Блокбастеры осени: «День Д», «Каменная башка», «Домовой»
В самом начале сентября в московском кинотеатре «Пушкинский» прошла премьера фильма «День Д», которым актер Михаил Пореченков дебютировал в режиссуре и продюсерском деле. Сам же исполнил заглавную роль храброго русского парня Ивана, которому море по колено. Он и кровь прольет, не задумываясь, если, конечно, во имя благого дела. Но посмотришь на него — и поднимаешь, что ожидать можно чего угодно. Загадочна русская душа, особенно когда ее нет вовсе.
На сцену в день премьеры вышел огромный съемочный коллектив во главе с Михаилом Пореченковым. Особый интерес у публики вызывал Виктор Вержбицкий, за которым закрепилось амплуа исчадия Ада в новейших российских блокбастерах. На сей раз он сыграл злодея, претендующего на пост президента Эстонии. Александра Урсуляк, сыгравшая спутницу героя Пореченкова — стюардессу Алию и фактически вариацию на тему «девушки Бонда», на премьере не присутствовала, как нам объяснили, по той причине, что готовится стать мамой. Михаил Пореченков держал речь, колоритно почесывал голову, рассказывал о трудностях новой для себя деятельности. Оказалось, что картину уже показали в Цхинвале, принимали ее там тепло, а Михаилу вручил орден Дружбы сам президент Осетии. Непонятно, почему вдруг решили туда везти именно эту кровавую картину, в которой беспрерывно стреляют и убивают, причем без кинематографической игры в какой-либо насмешливый жанр, как вроде бы было задумано авторами. Да и вообще, какие уж шутки в Осетии на заданную тему.
«День Д» показали и в рамках кинофестиваля «Евразия» в Астане, где она символизировала современное российское кино. Это тоже совсем не смешно. Хотя в Казахстане производили особое впечатление цифры, в частности, бюджет «Дня Д», составивший пять миллионов долларов, поскольку в основном в постсоветских республиках возможностей хватает на малобюджетные проекты. По существу же, «День Д» — третьеразрядный боевик, герой которого вызывает массу сомнений, истинный ли он герой, каким нам его пытаются представить. Стремился Михаил Пореченков сделать нечто в духе фильма «Коммандо» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Мускулы нарастил завидные, форму имеет отменную, но художественный результат случился весьма и весьма скромненький. Помахал герой кулачищами в кадре, показал, что такое настоящий русский мужик, да и был таков. Кровавая физиономия и большие ручищи, по счастью, определяют в жизни и искусстве далеко не все. Герой Михаила Пореченкова безмятежно проводит дни с любимой дочкой (ее сыграла дочь актера Варвара Пореченкова), а потом ее похищают, и наш Шварценеггер спасает ее весь фильм. Интересен эстонский акцент всех этих событий. Нехорошие дяди из этой независимой страны хотят взять реванш и захватить власть. В ход идут любые методы. Но русский парень всех приведет в чувство, и президента Эстонии сохранит на посту, и себя в обиду не даст.
Скажем честно, бывали у нас и получше достижения, особенно отчетливо осознаешь сей факт, созерцая подобные опыты на международных фестивалях. А уж кого особенно жалко во всей этой истории, так это Михаила Трухина, сыгравшего роль придурка Стасика, похожего на безбашенных героев третьеразрядных американских комедий на грани фола. В отсутствие крепкой режиссуры даже такой талантливый артист становится беспомощным.
Картина Филиппа Янковского «Каменная башка» неожиданно для многих получила главный приз на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге и даже награду Гильдии кинокритиков и кинопрессы. Объясняется это во многом тем, что на безрыбье и рак — рыба. Хотя «Каменная башка» — безусловный прорыв Филиппа Янковского, особенно после неудачи его «Статского советника». «Башка» сработана профессионально и четко, хотя и лишена души, сколько бы ни старались создатели картины уверить нас в обратном. А может быть, они и вовсе не старались насаждать эту пресловутую душу, поскольку снимали блокбастер, где подобного рода материи не предусмотрены как таковые.
Главную роль исполнил боксер Николай Валуев, обладатель впечатляющей внешности, которая так и просится на экран. Как сказал в Выборге, представляя эту картину, ее продюсер Сергей Сельянов, наша кинематография обрела новую боевую единицу в лице Николая Валуева. Все, что мог, он действительно сделал, сделал неплохо. Но говорить об актерском прорыве не приходится. В картине немало хороших актерских работ — у Оксаны Фандеры, Виталия Кищенко, Бориса Чунаева. Вообще, все сработано качественно, холодно и даже с бесстрастным равнодушием. Технологии превыше всего. Все чаще, глядя на наши блокбастеры: приходит мысль, вашу бы энергию, господа, да в мирных целях. Герои российского кино поглощены жизнью полукриминальной или криминальной сверх всякой меры. Можно подумать, что все мы, включая создателей этих фильмов, живем исключительно такого сорта жизнью.
Идея «Каменной башки» принадлежит Алексею Мизгиреву, на счету которого «Кремень», сделанный в компании Сергея Сельянова «СТВ», как и новый фильм Филиппа Янковского. Он написал первоначальный сценарий, который затем был доработан. А уж идея пригласить именно Николая Валуева принадлежит Сергею Сельянову. В «Дне Д», кстати, принимал участие пятикратный чемпион мира по борьбе без правил — голландец Боб Шрайбер. Поиграл мускулами, прикинулся плохим парнем — вот, собственно, и все.
Съемки «Каменной башки» на какое-то время были отложены, поскольку Николай Валуев потерпел поражение в одном из ответственных боев, после чего ему потребовалось время, чтобы обдумать всю последующую жизнь. Его герой боксер Егор Головин также переживает не лучшие дни (но ничего автобиографического тут от Валуева не идет — об этом нас уведомляют авторы проекта, а уж зрителю самому решать, так это или нет). В автомобильной катастрофе он потерял любимую женщину и сам лишился памяти. В сущности, он только и говорит на экране: «Как твое имя?» Адресован вопрос девушкам по вызову, которых к нему присылает хозяин клуба и директор боксера Наиль. Это своего рода поиск потерянной Кати, черты которой он почувствует в героине Оксаны Фандеры Татьяне. Но даже в таком состоянии Егора не оставляют. Вроде бы на его имени и силе хотят нажиться, отправить в бой бессмысленный и роковой, чтобы взять реванш, хотя здоровье боксера не располагает к дальнейшей спортивной карьере. При этом Наиль — вроде бы и друг. Не о наживе печется, а о самореабилитации друга думает. На роль Наиля пригласили Виталия Кищенко, до недавнего времени известного лишь театралам по спектаклям Евгения Марчелли. Но роли в «Отрыве» Миндадзе и «Изгнании» Звягинцева сделали лицо актера узнаваемым. Он-то уж точно — ценное приобретение для кинематографа.
Драмы большого человека, в прямом и переносном смысле слова (все-таки Николай Валуев, а соответственно, и его Егор — весомая величина), в «Каменной башке» не случилось. Хотя производит впечатление кадр, в котором Егора заживо погребают в летящей в бездну машине. Этот огромный человек, пригнувшийся в машине, которая ему не по размеру, смотрит на нас с экрана глазами ребенка.
Отличная работа у ленкомовца Бориса Чунаева, который кинематографом абсолютно не избалован. Он сыграл роль тренера и просто хорошего человека, единственного, который от начала и до конца защищает Егора, заботится о его здоровье и дальнейшей жизни.
На подходе — картина «Домовой» Карена Оганесяна, вот-вот и она выйдет в прокат. Ее премьера состоялась в Выборге, на кинофестивале «Окно в Европу». Открыл этот фильм буквально на днях и фестиваль «Меридианы Тихого» во Владивостоке. Он также стал участником Международного кинофестиваля в Торонто, куда съезжаются самые серьезные продюсеры мира. В главной роли снялся Константин Хабенский, сыграв автора популярных детективов Антона Праченко. Гнать бесконечный книжный «сериал» ему нелегко, вот он и переживает некий внутренний разлад, сказывающийся не только на творчестве, но и в личной жизни, из-за чего все время вспыхивают ссоры с героиней Чулпан Хаматовой, требующей от возлюбленного элементарных знаков внимания. Неизвестно, чем бы писательский и человеческий кризис закончился, не явись писателю во плоти киллер по прозвищу Домовой. Он не такой мощный мужчина, как Иван Михаила Пореченкова, но убийца отменный, к тому же творческая личность. Убивает не тупо, а с рассуждением и некоторыми интеллектуальными ухищрениями. И писателя научит уму-разуму, преподаст некоторые практические уроки, чтоб писалось жизненнее. Владимир Машков сыграл Домового экспрессивно и элегантно. И даже драма наметилась, отчасти рождающая сочувствие к этому человеку, чья жизнь, как выясняется, трудна и опасна.
Карен Оганесян дебютировал совсем недавно в большом кино, сняв фильм «Я остаюсь», где сыграл одну из своих последних ролей Андрей Краско, словно бы предугадав скорую смерть. Там герои были отправлены в некую инфернальную кому. Режиссером Карен Оганесян оказался профессиональным и способным и мог бы, наверное, создать кино, обладающее большим авторским посылом. Но теперь наступили времена, когда особо привередничать и выбирать не приходиться. Есть возможность попробовать свои силы в коммерческом проекте — и слава богу. От добра добра не ищут. «Домовой» еще раз подтвердил профессионализм молодого режиссера, но это тоже среднестатистическое гладенькое кино, которое пройдет успешно, им, как видим, даже может заинтересоваться такой серьезный фестиваль, как Торонтский (интересно же, как там в России осваивают все еще новую для себя кинотерриторию), а потом канет в Лету, вместе с другими российскими блокбастерами, не рассчитанными на долгую и счастливую жизнь.
Светлана Игорева