Информация о том, что в России будет сниматься ремейк фильма Джонни То «Горячие новости», появилась в международной прессе три года назад. О том, что в картине будет играть звезда шведской сцены Лоа Фалькман, сообщили все шведские газеты. Идея ремейка принадлежит ведущему передачи «Магия кино» и президенту компании «Кино без границ» Сэму Клебанову, который много лет занимается приобретением и прокатом артхаусного кино в России.
Фильм Джонни То «Горячие новости» Клебанов смотрел на Каннском фестивале в 2004 году. К середине картины подумал, что это вполне может быть российской историей, случившейся в одном из спальных районов столицы, да и один из героев уж больно смахивал на актера Сергея Гармаша.
Через год был подписан договор на приобретение прав на ремейк. Джонни То пожелал успеха, а у Клебанова возникла масса проблем, требующих решения. Сценарий, который не мог быть перенесен в чистом виде, требовал адаптации. От оригинала осталась только фабула: новость о милицейской операции по поимке бандитов, захвативших в доме заложников, попадает на телеэкраны. Представитель милицейской пресс-службы Вербицкая хочет сделать из этого реалити-шоу. Бандиты, увидев себя на экране, с помощью мобильных телефонов начинают снимать свое шоу и транслировать его через Интернет.
Проблемами финансирования занимался Сэм Клебанов. Он же был одним из первых продюсеров.
— Я — начинающий продюсер. Был со-продюсером фильма Отара Иоселиани «Сады осенью». Похвастаться, что снял пять фильмов, каждый из которых собрал по 10 миллионов долларов, не мог. Понимал, нужно искать частные деньги и как-то попытаться убедить людей, что у меня есть стоящий проект. Поскольку живу и в России, и в Швеции, мне хотелось, чтобы это была совместная продукция двух стран. Постепенно появились сопродюсеры: в России — Анна Качко, которая работала с американским режиссером Славой Цукерманом, автором фильма «Жидкое небо»; в Швеции — Питер Хилтунен. Его фильмы получали призы в Монреале, в Сан-Себастьяне.
В проект поверил частный инвестор Александр Сизов, ставший нашим со-продюсером, и дело сдвинулось с мертвой точки. Фильм был продан «Первому каналу» задолго до начала съемок, причем никаких требований об идеологических или эстетических изменениях с их стороны не прозвучало. В одном из региональных фондов в Швеции сказали, что денег дадут, если хотя бы часть фильма будет сниматься у них. Объяснили просто: «Мы хотим, чтобы к нам приезжали иностранные съемочные группы, чтобы они понимали, что можно снимать кино в наших павильонах с использованием нашей техники. Наши специалисты — профессионалы высокого класса, и мы должны обеспечить их работой. Ну а фирма БМВ, в которой есть специальный отдел синематографа, деньги в производство не вложила, но предоставила автомобили, на которых разъезжают главная героиня и ее начальник — генерал милиции, и она же будет помогать с продвижением фильма. Где-то удалось взять кредит, какие-то деньги я вложил сам. Так с миру по нитке, из разных источников сложилось финансирование нашего фильма.
Вопрос о том, кто будет снимать, не возникал. Клебанов был знаком с режиссером из Швеции Андресом Банке, который окончил ВГИК и прекрасно говорил по-русски. Его дебютный фильм «30 дней до рассвета» на международном Кинорынке был признан самым успешным шведским экспортом со времен Бергмана.
На правах продюсера Клебанов подобрал исполнителей на роли четырех главных героев. Сергей Гармаш и Максим Коновалов возникли сразу. Идея снять Евгения Цыганова появилась после фильма «Космос как предчувствие». Долгими были поиски актера на роль милиционера, который ловит банду. На одну из передач «Магия кино» пришел Андрей Мерзликин. После интервью Клебанов сказал, что собирается снимать ремейк, и предложил посмотреть оригинал. Едва выйдя из кинозала, Андрей по мобильному телефону радостно сообщил: «Я хочу это сыграть!» Сложности возникли с главной героиней, и к кастингу подключился режиссер Андрес Банке. Когда на пробы пришла актриса Мария Машкова, героиня была найдена.
Начались съемки. Режиссер оказался очень молчаливым, вежливым человеком. На актеров не кричал, говорил, что все очень хорошо, а когда его что-то не устраивало, добавлял: «А теперь попробуем еще раз, но по-другому». Банке все время передвигался по площадке. Заглядывал в глазок каждой камеры, определял, каким объективом снимать, сам стоял за камерой. В Москве в павильоне художник Григорий Пушкин построил сорокаметровый коридор со множеством квартир. У каждой двери коврик, мусор; у одной — стремянка, пристегнутая к трубе велосипедным замком; под потолком свисающие провода; на стенах объявления, наклеенные одно на другое, и надписи. Когда одну из боевых сцен пришлось перенести из центра подальше, в Сокольники: уж очень шумной она должна была быть — с пальбой и взрывами, Пушкин сделал такую стену из фанеры, что люди, стоящие в полуметре, принимали ее за стену старинной усадьбы, и соорудил кафе, которое было взорвано.
Этим летом съемки фильма были завершены (проходили они не только в Москве, но и в Швеции), весной следующего года фильм появится на экране. Прокатом будет заниматься Сэм Клебанов:
— Сейчас находимся в состоянии небольшой гонки. Права на ремейк этого же фильма купила и Америка, но режиссер Шумахер к съемкам еще не приступал, так что мы его опережаем. Уже провели презентацию в Канне, ближе к премьере проведем и у нас.
Наш проект рассчитан на «Global market-place», а не только на Россию. Благодаря партнерам, нам гарантирован скандинавский и европейский прокат. Уже есть большой интерес от агентов по международным продажам. Думаю, что первый российский ремейк гонконгского боевика привлечет внимание зрителей, которым нравится азиатское кино. Другие, может быть, пойдут из любопытства посмотреть на то, что смогла сделать сборная команда двух стран. В одном уверен, наш фильм интереснее оригинала тем, что каждый персонаж второго плана имеет свой характер и наравне с остальными играет роль в происходящем, тогда как у То они лишь создавали некий фон для главных героев.
Татьяна Петренко