Открылся Мюнхенский оперный фестиваль
Вступительный доклад на открытии 26 июня, традиционный для этого фестиваля, прочитал словенский ученый-социолог и философ Славой Жижек в придворной церкви Всех Святых. Никакого продолжения в виде курса лекции этого теоретика левого толка на оперном пиршестве в Мюнхене не будет: доклад Жижека был задуман как некая преамбула к фестивальной премьере — «Доктору Фаусту» Ферруччо Бузони. Она-то на самом деле и открыла фест. За дирижерским пультом не маэстро Кент Нагано, а молодой чешский дирижер Томаш Нетопил. Начало нимало не провокационное, но настраивает зрителей на исследовательский, почти интеллектуальный лад — дальше все пойдет в том же духе. Бузони написал оперу не по мотивам «Фауста» Гете, а на основании средневековой «Истории Иоганна Фаустена» и не преуспел с ней. Творчество этого итальянца затмили другие итальянцы — веристы. Премьера в Мюнхене должна вернуть композитору несправедливо украденную у него славу интеллектуала и мистика.
Постоянный участник фестиваля Эдита Груберова уже спела свою коронную Елизавету в «Роберто Деверо» Доницетти, а Вальтрауд Майер — Изольду в старой постановке Конвичного-Лайакера (дирижировал Нагано). Груберову еще можно будет увидеть в «Норме» в постановке Юргена Розе. При аншлаге сыграли «Идоменея» в постановке Розе и «Травиату» Кремера с харизматичными Аней Хартерос и Рамоном Варгасом. У этих певцов впереди еще несколько спектаклей. Варгас выйдет в «Луизе Миллер» с той же партнершей, что и на премьере в Парижской Опере, — очень интересной и достойной сопрано Аной Марией Мартинес, а за пульт встанет Массимо Дзанетти, уже замеченный нами во время его дебюта в Париже, как раз с «Луизой». А Хартерос будет солировать на персональном Liederabend’е, в программе «Опера для всех» (это когда огромный экран вывешивается перед театром и счастливчики получают бесплатные сидячие места; транслируется происходящее внутри театра), она споет «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса и еще заявлена в его же «Арабелле».
Предусмотрена балетная пауза — «Баядерка» в постановке Патриса Бара. Это продукция не самого лучшего вкуса, но вместе с тем и не самая плохая, зато в роли Никии выйдет великолепная Лусия Лакарра, которая сейчас находится в идеальной форме и начала работать с новым партнером — такие вещи всегда волнуют больше качества продукции и репутации постановщика.
Дважды сыграют скандального «Онегина» Кшиштофа Варликовского. Интрига в том, что в Мюнхене в отличие от Парижа, где на голову Варликовского после «Ифигении в Тавриде» и «Парсифаля» сыпались проклятия, а певцы отказывались петь, исполнители поддержали постановщика, превратившего пушкинский сюжет в «Горбатую гору». Среди одобривших была и наша соотечественница Ольга Гурякова, однако летом гостям фестиваля в роли Татьяны будет представлена Татьяна Моногарова. Михаэль Фолле своей ролью Онегина-гея делиться не собирается, считая, что идея Варликовского вскрывает правду о самом композиторе и как версия имеет право на существование.
В «Набукко» роль Абигайль исполнит Мария Гулегина, ради нее архаичная постановка Яниса Коккоса и получила место в фестивальном репертуаре. Специальной генделевской премьеры в этот раз не будет, но для фанатов именно этой составляющей фестиваля сыграют «Тамерлана» в постановке Пьера Оди (за пультом — Айвор Болтон, в роли Тамерлана — Соня Прина). Затем идут «Бассариды» Хенце — премьера прошедшего сезона. Опера на сюжет «Вакханок» Еврипида, сильно переработанный, исполняется нечасто вследствие необычной сложности и в общем занудности. Мюнхенскую постановку осуществили Кристоф Лой и Йоханнес Лайакер, постановщики-авангардисты, увлекающиеся социологией, так что скуки тут ждать не приходится.
С 20 июля начинается Декада Рихарда Штрауса — мини-фестиваль в честь главного мюнхенского композитора и дирижера. Открывает ее «Кавалер розы» в постановке Отто Шенка. Главная приманка — Ангела Деноке, преуспевающая немецкая певица, которая не стесняется говорить, что Штраус ее любимый композитор. Ходить на Деноке, которой по зубам любой текст Гуго фон Гофмансталя (этого автора Ангела называет также в числе любимых), считается проявлением тонкого музыкально-поэтического вкуса в Германии и за ее пределами. Поразительное создание. Затем дадут «Арабеллу» в постановке Андреаса Хомоки, шефа берлинской Комише Опер. За ней премьеру фестиваля — «Ариадну на Наксосе» в постановке Роберта Карсена (дирижирует — Нагано). Габриэле Шнаут и Агнес Бальтса споют в «Электре» Херберта Вернике. Ангелу Деноке можно будет посмотреть также в «Саломее», которая была хитом фестиваля. Слушать прошлогоднюю музыку Рихарда Штрауса несколько дней подряд тяжело, но поучительно. Ведь без этого композитора Баварии не чем было бы гордиться, а интеллектуальной певице Ангеле Деноке не так-то просто было бы найти другого композитора, чья музыка так удобно ложится на ее голос. К тому же немцы никогда не упустят случая воспользоваться фестивальным настроением в дидактических целях: наполненные до краев хорошей музыкой зрители получат еще и недельку Рихарда Штрауса. Внутри недели еще поместятся слезоточивые «Вертеры» с Петром Бечалой и Веселиной Казаровой.
На закрытии по обычаю дадут продукцию на баварский сюжет — «Нюрнбергских майстерзингеров» в постановке Томаса Лангхоффа. Кроме уже упомянутого песенного вечера Ани Хартерос, аналогичные вечера предусмотрены для Йена Бостриджа, Доротеи Решман, Весселины Казаровой и Йонаса Кауфмана. Правда, все эти вечера в рекламе не нуждаются — билеты на них давно распроданы.