«Мы не собираемся копировать Мариинский театр»
В санкт-петербургском Малом оперном театре имени Мусоргского произошла смена власти: его художественным руководителем стала Елена Образцова. Перед открытием сезона о планах театра Елена Образцова рассказала в интервью Гюляре Садых-заде.
— Каково ваше мнение относительно труппы Малого оперного театра?
— Я начала свою деятельность с того, что прослушала абсолютно всех певцов - и солистов, и хор. И осталась довольна солистами: ни разу не возникло желания кого-либо убрать из труппы. Правда, меня удивило, что никто из них не пел музыку - все только озвучивали ноты дивными голосами. Теперь мы с утра до ночи занимаемся тем, что пытаемся «делать музыку»: готовим «Кармен», «Князя Игоря». На следующей неделе перейдем к «Тоске», «Травиате».
— Но это все спектакли из старого репертуара.
— К началу нового сезона мы не успеваем подготовить премьеру: пока в театре еще идет ремонт. Но с этими солистами, думаю, в скором времени нам удастся сделать хороший театр. По поводу хора - картина иная: на мой взгляд, многие артисты хора не соответствуют уровню Михайловского театра. Мы попробуем перевести на контракты всех солистов театра и хор. Труппа явно нуждается во вливании свежих сил. Уже объявлен вокальный конкурс на отдельные спектакли. Совсем не обязательно, чтобы певцы жили и работали в Петербурге, они могут приезжать на спектакли.
— Но Большой театр, у которого гораздо больше возможностей и влияния, в свое время потерпел фиаско, пытаясь разом перевести трудовые взаимоотношения на договорную основу.
— Это технические вещи, которые не входят в круг моих обязанностей. Моя обязанность - сказать, что хорошо и что плохо. А еще передать певцам мой опыт, раскрыть вокальные секреты. Я это умею, я ведь давно занимаюсь со студентами и молодыми артистами, веду мастер-классы по всему миру.
— Как складываются у вас отношения с генеральным директором театра Владимиром Кехманом?
— Сначала я испытала шок: летела из Японии и в пути прочитала в газете, что директором оперного театра стал некий миллионер, магнат по апельсинам и бананам. Его тут пытались называть банановым директором. Но он заслуживает всяческого уважения: обладая громадными деньгами, он мог бы купить еще один дом, еще один супермаркет. А он со своими деньгами пришел в театр. Он пока не очень понимает то, что относится к моей профессии, и не скрывает этого, но ему хочется узнать побольше.
— Когда все зависят от отдельной личности, это страшновато.
— Да, мы зависим от его денег, у нас маленький бюджет, можно сказать, его вообще нет. Театр не федеральный, городского подчинения. А городские власти платят мало, театр был очень беден.
— Насколько я понимаю, вы взяли курс на то, чтобы вернуть театру статус императорского и былое название - Императорский Михайловский театр.
— Да, хочется воссоздать то, что было при императоре: делать сольные вечера оперных звезд мировой величины, приглашать зарубежные театры, в том числе и драматические. Мы уже ведем переговоры с "Комеди Франсез". Но первоочередная задача - поднять музыкальный уровень театра. Нам понадобится для этого года два.
— Каковы ваши постановочные планы?
— В феврале выпускаем «Сельскую честь» Масканьи, в мае - «Вертера» Гуно, в июле - либо «Золотого петушка», либо «Кащея Бессмертного» Римского-Корсакова. В следующем октябре поставим комическую оперу Доницетти «Дочь полка», потом - «Не только любовь» Щедрина, «Демон» Рубинштейна, зингшпили Моцарта «Бастьен и Бастьенна» и «Директор театра».
— А кто из постановщиков будет приглашен?
— Хотим позвать Джанкарло дель Монако, художников Шемякина и Глазунова, новых западных дирижеров. Но я пока не знаю, каковы режиссерские силы в самом Петербурге.
— В Петербурге на оперном поле действуют пять профессиональных оперных театров, так что у вас много конкурентов.
— Мы не собираемся копировать Мариинский театр. Мы хотим построить принципиально иной театр: элегантные камерные спектакли, поставленные со вкусом и тщательно отделанные. Ставить большие оперы на маленькой сцене, по-моему, смешно.