Выдающаяся российская балерина Ольга Лепешинская отмечает сегодня свой юбилей. О ее жизни бытует множество мифов. Например, о том, что была любимицей Сталина. Или — как, не сумев обуздать свой темперамент, оказывалась в оркестровой яме, но выпархивала вновь на сцену раньше, чем испуганные музыканты могли восстановить стройность оркестрового звучания. Еще один «балетный апокриф» можно назвать «Увертюра к танцу» — когда Лепешинская вела спектакль, костюмерши держали ее за кулисами за край пачки, чтобы она раньше времени не вылетела на сцену. Сама Ольга Васильевна всегда эти легенды разоблачала. «Была я убежденной комсомолкой, с наслаждением занималась общественной работой, верила в торжество коммунизма, но со Сталиным в знакомстве не состояла, хотя и знала, что часто на моих спектаклях он сидел в ложе». «В оркестре оказалась лишь однажды, когда партнер потерял равновесие и сделал лишний шаг вперед, мы выполняли поддержку в тот момент, и я была у него на руках». Но предания упрямо продолжают жить...
Она родилась в Киеве в 1916 году и впервые выпорхнула на сцену Большого театра в 10-летнем возрасте «озябшей птичкой» в прологе оперы «Снегурочка». В Московском хореографическом училище, которое она окончила по классу великого петербуржца Александра Чекрыгина, училась в экспериментальном выпуске и, вспоминая, рассказывала: «Московскому балету нужна была новая струя. В столичную балетную школу пригласили педагогов из Ленинграда. Получилось, что ортодоксальный, чистый по классике, отчасти даже консервативный Ленинград слился с взбалмошной и немножко сумасшедшей Москвой». Она действительно была балериной московской. В ее коронной партии — Китри в «Дон Кихоте» — торжествовали бесшабашная удаль и открытая манера танца. Она была балериной той эпохи, когда ценили и берегли индивидуальности и на одной сцене, не мешая друг другу, творили вдохновенная, лирически совершенная Галина Уланова и по-античному царственная Марина Семенова. Демократичный танец Лепешинской был их антиподом. Он передавал победный оптимизм и безграничный энтузиазм советской эпохи, в «светлом будущем» которой балерина не сомневалась.
В технике вращения с ней никто соперничать не мог. Прижавшись друг к другу в тесных кулисах, артисты подчас не могли сосчитать, сколько фуэте вместо привычных и необходимых 32 «откручивала» балерина. А в репзале она могла исполнить добрую сотню этих сложных вращений, не сходя с крошечного очерченного мелом круга на полу. И у Лепешинской это было не трюком, а завораживающей вихревой энергией, синонимом полного счастья. Те, кто видел Ольгу Васильевну на сцене (а она танцевала — Жанну в «Пламени Парижа» и Сванильду в «Коппелии», Суок в «Трех толстяках» и Лизу в «Тщетной предосторожности», Золушку и Мирандолину), утверждают, что такой темпераментной танцовщицы им не приходилось видеть. Она никогда не была типичной классичкой, хотя и делала все очень правильно, в рамках академической традиции, но осталась в истории исполнительского искусства блестящим мастером самых сложных и виртуозных балетных па, ряд которых усовершенствовала. Мощный, вихревой порыв закручивал ее Вакханку из «Вальпургиевой ночи». А как отчаянно она летела «рыбкой» в руки партнера, вопреки закону притяжения несколько секунд парила горизонтально сцене. И сложнейшие акробатические элементы у нее оставались выплеском победного оптимизма и искреннего задора. Ее шаловливый азарт никого не оставлял равнодушным — даже тех, кому нежные полутона были милее феерического блеска. Энергетика брала в плен весь зрительный зал и перелетала на Театральную площадь, где орденоносную балерину неизменно встречала шумная группа ее поклонников (их тоже отличали огневой темперамент и оптимизм).
Лепешинскую сопровождает стремительный темп жизни, неуемная жажда действий. После окончания балетной карьеры народная артистка СССР, обладательница многих почетных званий и наград, столь же безудержно кинулась в педагогическую и общественную деятельность: преподавала во многих странах мира, возглавляла оргкомитеты международных конкурсов артистов балета, была избрана президентом Российской хореографической ассоциации. Сегодня в Театре «Московская оперетта» состоится гала-концерт в честь 90-летия балерины и педагога Ольги Васильевны Лепешинской и 110-летия со дня рождения ее мужа — полководца Алексея Иннокентьевича Антонова — с амбициозным названием «Балерина и стратег». А двумя днями позже Большой театр посвятит юбилярше балет «Дон Кихот», в котором Ольга Васильевна так звонко воплощала московскую традицию, удаль и задор.
Елена Федоренко