Центральное событие недели — великий фильм Ингмара Бергмана «Фанни и Александр» («Культура», 14 июня, 22.20. Швеция, 1983. В ролях: Аллан Эдвалл, Гуннар Бьернстранд, Эрланд Юсефсон, Харриет Андерсон, Лена Элин, Эва Фрелинг). Вернувшись на родину после длительного отсутствия, выдающийся шведский режиссер заявил, что это последняя его картина. Она резко отличается от его предыдущих работ — и по настроению, удивительно светлому, теплому, оптимистическому, и по колориту, и по бьющей через край буйной метафоричной образности, и по композиции. Показывая через восприятие мальчика, сына директора театра и актрисы, историю одной большой семьи, весьма влиятельной и богатой по меркам Швеции начала прошлого века, Бергман перенес на экран свои детские воспоминания, впечатления, переживания, страхи, восторги и открыл перед нами удивительный и загадочный мир. Как отмечал итальянский критик Диэго Кассани, Бергман «дарит зрителю мечты, фантазии, призраков, жестокость, нежность, иллюзии и разочарования, а также привкус театрального представления». Вы увидите 300-минутную телевизионную версию картины, которую сам режиссер называл главной. Собственно, он и начинал снимать телефильм, киноверсия появилась уже в ходе съемок. Завершит показ этой картины документальный фильм «Фанни и Александр. Документ» («Культура», 17 июня, 22.00. Швеция, 1983). Ингмар Бергман считал важным донести до зрителя свой авторский замысел и не выпускал на экраны фильм, пока не была закончена работа над документальной лентой. В маленьких главках, на которые она разбита, запечатлен съемочный процесс.
«Криминальное чтиво» («Первый канал», 17 июня, 23.00. США, 1994) — один из самых громких фильмов нового миллениума, лента, после которой вчерашний экстравагантный дебютант Квентин Тарантино (это, как всем хорошо известно, его вторая режиссерская работа) стал культовой фигурой и был признан «режиссером XXI века». «Чтиво» — это три кровавые истории с умышленно нарушенной хронологией событий, очень лихо снятые и весьма прихотливо связанные между собой. Рядовой мафиози (Джон Траволта) вместе с напарником (Самюэль Л. Джексон) выполняет задание босса «замочить» его недругов, а параллельно чуть было не похищает сердце его женщины по имени Миа (Ума Турман). Этого босса после цепи недоразумений насилуют извращенцы. Бесконечно уставший от жизни немолодой уже боксер (Брюс Уиллис), получив приказ заправил подпольного тотализатора проиграть бой на ринге, убивает своего соперника, но выигрывает схватку с судьбой, став единственным свидетелем позора всесильного мафиози, но также — его спасителем из этой чудовищной передряги... Картина насквозь пронизана иронией и по сию пору поражает публику как нетривиальными драматургическими ходами, так и потрясающей свежестью киноязыка. Своим кинематографическим хулиганством Тарантино заставляет зрителей не просто восхищаться им, но прямо-таки «угорать» от удовольствия.
Еще один шедевр — «Сбежавшая любовь» (ТВЦ, 17 июня, 1.00. Франция, 1978. Режиссер Франсуа Трюффо. В ролях: Жан-Пьер Лео, Мари-Франс Пизье, Клод Жад, Жюльен Берто) — фильм пятый и последний в знаменитом цикле об Антуане Дуанеле, который взрослел вместе с исполнителем этой роли Жан-Пьером Лео. Уйдя от своей жены Кристины и сына (об этом шла речь в предыдущем фильме «Семейный очаг»), Антуан (теперь уже 33-летний писатель) страстно увлекся продавщицей грампластинок. На бракоразводном процессе он встречается с Кристиной, и они вспоминают, как познакомились («Украденные поцелуи»), как жили вместе («Семейный очаг»). Ностальгические воспоминания вызвала в нем и случайная встреча с подругой юности Колетт («Антуан и Колетт»). В картине много ретроспекций, и у тех, кто видел предыдущие фильмы цикла, да и не только у них, эти фрагменты (кстати, среди них есть эпизоды, не вошедшие в предыдущие фильмы, но сохраненные режиссером для будущего, что вызывает поразительный эффект «реальных воспоминаний») вызывают щемящее чувство ускользающей любви...
А в «Дурном воспитании» («Первый канал», 18 июня, 2.00. Испания, 2004), которое кинокритика также отнесла к наиболее заметным событиям минувшего года, речь идет уже о «нетрадиционной любви». А когда-то люди со сходной сексуальной ориентацией считались едва ли не воплощением порока. Мы вновь видим на экране яркие и эксцентричные фигуры геев и трансвеститов, которые довольно часто заселяли предыдущие фильмы Педро Альмодовара, вновь атмосфера картины густо проперчена изящным озорством, сочным юмором и хулиганством. Но на этот раз Альмодовар куда более серьезен и, может быть, куда более глубок, чем прежде. Некоторые критики расценили его новую работу как едкий, разоблачительный памфлет о нравах в закрытых католических школах, где процветали педофилия и двойная мораль, но далеко не все в картине можно трактовать однозначно.
Попытку создать широкомасштабное полотно о безуспешной войне с наркомафией предпринял Стивен Содерберг в «Траффике» (СТС, 13 июня, 0.45. США — Германия, 2000. В ролях: Майкл Дуглас, Кэтрин Зита-Джонс, Деннис Куэйд, Бенисио дель Торо, Стивен Бауэр, Альберт Финни, Сельма Хайек). Картина представляет собой несколько взаимосвязанных и развивающихся параллельно историй из жизни наркодельцов и охотящихся на них полицейских. Первая история развивается в Мексике. Здешний коп Родригес (Бенисио дель Торо) несет службу в районе границы с США. Неожиданно для себя он обнаруживает, что оказывается действующим лицом целой сети коррупции. В это время в Штатах руководитель верховного суда Огайо Уэйкфилд (Майкл Дуглас) назначается руководителем федеральной программы по борьбе с распространением наркотиков и узнает, что его юная дочь — наркоманка... Героиня третьей истории — глубоко беременная супруга крупного наркодельца (Кэтрин Зита-Джонс), оказавшегося за решеткой, — берет в свои руки контроль над бизнесом мужа... Некоторые критики упрекали Содерберга (он, помимо прочего, взял на себя и функции оператора, причем снимал ручной камерой, отчего изображение напоминает о стилистике фон Триера и отчаянно дрожит, что в начале 2000-х было почти невозможно даже вообразить в «студийном» кино США) за «стандартность коллизий и характеров главных героев, отшлифованных сотнями голливудских триллеров» (не отсюда ли экстремальная «картинка»?). Но это не помешало картине иметь немалый коммерческий успех и собрать внушительную коллекцию наград, в числе которых — «Оскары» за режиссуру, сценарий, мужскую роль второго плана (дель Торо) и монтаж, приз МКФ в Берлине лучшему актеру (дель Торо), «Золотые Глобусы» и премии Британской киноакадемии — опять-таки дель Торо за роль и за лучший сценарий.
Геннадий Белостоцкий