«Двенадцать друзей Оушена» Стивена Содерберга
Как ни парадоксально, широкой публике, обожающей кинозвезд и комедии, тем паче криминальные, не оценить всей прелести «Двенадцати друзей Оушена». Далеко не простой режиссер Стивен Содерберг («Секс, ложь и видео», «Кафка», «Траффик») протащил в так называемую попсу постмодернистские игры. И тоскливый, бесплодный постмодернизм в попсе просто расцвел, будто для нее создан.
Еще «Одиннадцать друзей Оушена» (2001) были ремейком весьма известной одноименной комедии 1960 года с Синатрой в главной роли. Чтобы повторить успех, Содерберг все равно должен был придумать что-то свое, и он тогда «взял количеством», объединив в одной команде Джулию Робертс, Джорджа Клуни, Брэда Питта, Мэтта Дэймона и приставив к ним Энди Гарсиа плюс несколько звезд чуть меньшего калибра. Но по второму разу этот номер не проходит, и если бы к сложившейся команде в «Двенадцати друзьях Оушена» просто добавились очередные Кэтрин Зита-Джонс, Венсан Кассель и немножко Брюса Уиллиса, сиквел оказался бы тем, что всегда ждут от сиквелов — ухудшенным повтором. Опять бы ограбили казино, банк, музей или ювелира, и пусть быстро, изобретательно, с каким-нибудь хитрым ходом, скрытым до самого конца, но все это уже было и в принципе надоело.
Поэтому Содерберг решил рискнуть и вообще сменил приоритеты. Криминальный сюжет — не главное. Конечно же, он присутствует, причем в лучшем виде, но «Двенадцати друзьям Оушена» он как бы не указ. В фильме даже не особо важно, чем дело кончится — дело о возврате Энди Гарсиа украденных у него миллионов, причем с процентами за три прошедших года. Миллионы, конечно, давно потрачены, и команде лучших в мире воров снова приходится собраться, так как ей даны две недели на то, чтобы снова где-то украсть бешеные деньги. Но нужно быть очень наивным, чтобы не понимать, что в конце концов все у них получится. И Содерберг почти с самого начала смещает акценты с «большой» ситуации на множество «мелких» и начинает получать удовольствие от каждого мига фильма, каждого кадра, каждой реплики, каждой интонации, позы и выражения лица. Стремительный вихрь гэгов и анекдотов становится самоценным, главное в нем — чтобы темп не снижался, а нарастал до полной невозможности.
Никакой «долгой подготовки» к «ограблению века» — в основном персонажи, чьи характеры уже известны из первой серии, играют в сам факт «грабительства»: «А помнишь дело Ламарки 69-го года?» — «У Черного Лиса в 96-м были ценные дополнения». Это не преступление — никто не уйдет обиженным, — это именно профессия, суть которой всегда одна и та же: быть лучшим, вор ты, актер или полицейский. Кстати, соревнование «кто лучше» — сверхидея самого криминального сюжета, где Черный Лис специально подставил Оушена с друзьями, чтобы попробовать переиграть их чисто профессионально. Но переиграть оказалось затруднительно, поскольку каждый из друзей учитывает еще сам факт своего «характера». Например, Линус Мэтта Дэймона, «папенькин сынок», «перспективный яппи» и «закомплексованный жулик» — не столько комическое развитие характера этого Линуса, сколько пародия на имидж Мэтта Дэймона («Идентификация Борна», «Превосходство Борна»). Как неуязвимый Борн, попав в круг крутых профессионалов, на самом деле все время «не догонял». Не менее блестящи находки Содерберга с Оушеном — Клуни, который «выглядит на полтинник», и с Тэсс от Джулии Робертс, вынужденной сыграть «беременную Джулию Робертс».
В сущности, настоящий сюжет фильма — о том, как голливудские звезды вообще кого-то играют, о правилах голливудских игр и о том, как в них все же надо выигрывать. Все мочь, все знать и ни на минуту не останавливаться. Один из самых больших «выигрышей» фильма — ночная сцена между Клуни и Брэдом Питтом в отеле на кровати, когда они пьют красное вино и смотрят телевизор. Это чистая и совершенно не криминальная, но всеобщая новая комедия ХХI века. Надо сказать, остроумие диалогов «Двенадцати друзей Оушена» — тема отдельной статьи, как и новое осознание «монтажа аттракционов», когда работают и «реальное» «Шестое чувство» с участием Брюса Уиллиса, и сам Брюс Уиллис с его «реальной» небезызвестной личной жизнью. А когда маленького китайца багажом отправили в Рим, а он улетел в Мадрид, прежде чем наконец вылезти из чемодана, этот сам по себе остроумный гэг проходит на периферии других аттракционов. Фильм, можно сказать, так «быстро соображает», что сравним с другой жанровой сенсацией прошлого года — с совершенно иного рода «монтажом аттракционов» в «Олдбое» Чхан-Вук Пака.
К тому же у каждого продвинутого зрителя наверняка останутся субъективные впечатления — например, что Клуни и Робертс в паре смотрятся лучше, чем Зита-Джонс и Питт, а на крошечную роль Ламарки было бы еще лучше взять не Альберта Финни, но Шона Коннери, ставшего «крестным отцом» Зиты-Джонс еще в «Ловушке». Подобная интерактивность комедией не возбраняется, а, скорее, приветствуется. Мы все включены в игру, просто в Голливуде она идет не «на выживание», а «на удачу».
Катерина Тарханова