60-летие подкралось к Максиму Дунаевскому как-то незаметно. Всю свою творческую жизнь он провел под этикеткой «молодого композитора». И сейчас выглядит лет на сорок. Между тем уже к началу 70-х Максим стал разносторонним и популярным автором, а песенка «Пора-пора-порадуемся» из «Трех мушкетеров» принесла ему поистине всенародную известность.
Любопытно, что Исаак Осипович не только не подталкивал сына к сочинительству, но вообще не собирался делать из него профессионального музыканта. Но Максим таки пошел по музыкальной стезе: в 19 лет окончил музыкальное училище при консерватории, а в 25 — композиторский факультет самой консерватории. Впечатляет список его педагогов: Д.Кабалевский, А.Эшпай, Т.Хренников, Н.Раков, А.Шнитке...
Наряду с полагающимися студенту сонатами, инструментальными концертами и даже симфониями Максим писал совсем другую музыку, в основном театральную. И дальше оказался связан с театром на всю жизнь. Кроме того, в его послужном списке — создание в 1979 году популярного ансамбля «Фестиваль» и затем пост художественного руководителя Государственного эстрадного оркестра РСФСР — бывшего утесовского. Вполне возможно, все было предопределено генетически: Исаак Осипович тоже начинал в Харьковской консерватории с академических сонат и квартетов, а пришел к утесовскому джазу, музыке для кино, песням и оперетте. И уже в первом своем мюзикле «Три мушкетера» по А.Дюма (1978 год) Максим удачно продолжил традиции музыкальных комедий Исаака Дунаевского.
На рубеже 70 — 80-х годов Максим Дунаевский — в обойме наиболее известных мастеров песни и легкой музыки. Особенной популярностью пользовались песни из фильмов «Ах, водевиль, водевиль», «Карнавал», «Мэри Поппинс, до свидания». Писал Максим и просто песни, исполняемые, кстати, до сих пор: «Все пройдет — и печаль, и радость», «Что тебе подарить», «Городские цветы»...
Казалось, он типичный везунчик, все у него складывается замечательно. Однако в начале 90-х годов М.Дунаевский переезжает в США. Мотив отъезда, по его словам, был достаточно горький: все, чем он жил, исчезло — кино, театр, в профессиональных композиторах не стало никакой нужды. К сожалению, печальная правда в этих словах в 1992 году была...
Он выехал в США по контракту, снял в Лос-Анджелесе дом, потом получил вид на жительство. В Голливуде его, несмотря на внушительные списки прежних работ — мюзиклов и фильмов, — заставили «сдать экзамен»: попросили написать эскизы музыки к фильму. «Экзамен» он сдал, работу получил, но особых успехов ни в Голливуде, ни на Бродвее не достиг, в чем совершенно спокойно признается (качество, кстати, сильного, незакомплексованного человека). Там, в Америке, он даже решил покончить с композиторской деятельностью и заняться бизнесом: открыл в Лос-Анджелесе русский культурный центр. Но все время чувствовал, что это ненадолго — жил на два дома, часто бывал в Москве. В конце концов, продал и роздал всю свою американскую недвижимость и вернулся в московскую квартиру.
Он по-прежнему востребован, много пишет, в том числе для кино, как всегда, безошибочно чувствуя «наполнение» фильма, над которым работает. Максим совершенно справедливо называет себя музыкантом-драматургом, песня, написанная вне чего-либо, ему гораздо менее интересна. Он — ведущий программы «С легким жанром!» на телеканале «Культура». А к своему юбилею композитор, можно сказать, преподнес сам себе отличный подарок. Накануне 70-летия выхода в свет легендарного фильма Григория Александрова «Веселые ребята» на сцене Театра им. Вахтангова силами антрепризы Ирины Апексимовой, режиссером Виктором Крамером поставлена музыкальная комедия «Веселые ребята-2».
Старая фабула во многом изменена, сценаристы Вадим Жук и Игорь Иртеньев ввели новые сюжетные ходы и написали тексты двенадцати новых песен. Автором музыки в старой ленте 1934 года был, как известно, Дунаевский-старший. Из нее постановщики взяли в мюзикл пять номеров (в том числе, конечно же, жизнерадостный «Марш веселых ребят»); все остальное заново написано Максимом. Но во всех новых песнях сын сохранил солнечность мотивов Дунаевского-старшего.
Аркадий Петров