Ещё раз про Булгакова

Новый фильм Георгия Натансона

Михаил Булгаков

Георгий Натансон, известный мастер отечественного кино, поставивший такие любимые для многих поколений наших зрителей фильмы, как «Старшая сестра», «Еще раз про любовь», закончил работу над новой картиной.

Два года назад Натансон сделал художественно-публицистическую ленту «Я вернусь. Путешествие М.Булгакова в Крым», которая была прекрасно воспринята зрителями, получила несколько призов на кинофестивалях России, Украины, а также премию Правительства Москвы.

Булгаков, как и обещал Натансон, вновь вернулся на экран. В фильме «Михаил Булгаков на Кавказе» (кинотелекомпания «Ритм») речь идет о ранних годах творчества писателя (1918 — 1921). Тема Булгакова стала для режиссера глубоко личной и выстраданной, и эта картина — еще один шаг на пути к большой постановке, замысел которой он вынашивает уже давно.

«Булгаков в моем представлении не только выдающийся писатель, драматург, которому в начале литературного пути удалось подняться над схваткой, над красными и белыми. Это фигура глубоко трагическая, чья последующая судьба оказалась тесно переплетена с событиями эпохи», — говорит режиссер.

События, которые начались даже не в булгаковские времена, а много раньше, тянут свой кровавый след в наши дни. Россия и Кавказ — есть ли сейчас более актуальная тема? Неслучайно в фильме рядом с диспутом о Пушкине появляются кадры сегодняшней трагедии в Беслане.

Картины режиссера Георгия Натансона всегда были открыты, эмоциональны, обращены к чувствам и сердцам зрителей, и здесь он не изменяет себе. Лирический тон повествования, взволнованная интонация, романтическая увлеченность предметом изображения, глубоко личное отношение к герою, персонажам, которые возникают в ассоциативном ряду — Пушкин, Лермонтов, Александр Вертинский, Вера Холодная, Марина Цветаева, — все это не может не затронуть, не вызвать ответной реакции у зрителей.

Георгий Григорьевич Натансон вновь, как и в первой его ленте о Булгакове, работает в смешанном документально-игровом жанре, который ближе всего к художественной публицистике. У нас на глазах этот жанр обогащается, приобретает черты эссе, лирической исповеди, и фильм, несомненно, становится образцом кино авторского. Естественным образом здесь соединяется известная живопись с рисунками, выполненными специально для этого фильма молодым художником Илией Симеоновым. Кстати, посмотреть фильм Натансона — значит послушать прекрасную музыку великих композиторов XIX и XX веков, задающую романтический тон с первых кадров.

Картина снималась в момент очередной непростой ситуации на Кавказе. В осажденном Батуми, где завершалась кавказская одиссея Булгакова, российскую группу тепло принимал Аслан Абашидзе, по телевидению показали ретроспективу фильмов Георгия Натансона. Картина, поддержанная Правительством Москвы, была поддержана и президентом Северной Осетии — Алании Александром Дзасоховым. Грузинские друзья-кинематографисты тоже помогали чем могли. Ведь Булгаков, так же как и Пушкин, — это наша общая культура. В этом смысле подвижнические усилия Георгия Натансона достойны всяческих похвал.

Евгения Тирдатова

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама