Три концерта в залах Московской консерватории
Играть под Новый год в главных концертных залах легкие, мелодичные программы, настраивающие слушателей на беззаботный, праздничный лад, — традиция для Москвы относительно новая. Ее крестным отцом стал Евгений Светланов с его памятным концертом «Шлягеры уходящего века». Продолжил эту линию Владимир Понькин. А через год оркестр Павла Когана сыграл вместе с джаз-бэндом Игоря Бутмана «Щелкунчика» Чайковского/Эллингтона.
И вот — канун 2005 года. Вновь планируется некий праздничный звуковой фейерверк. Что в нем станет новым? Ведь все, лежащее на поверхности, уже использовано. Менеджеры агентства «Контрамарка» и руководство консерватории придумали вариант, при котором концерты должны идти параллельно во всех трех залах. Идея имела успех: народ спрашивал «лишние билетики» уже на дальних подходах к консерватории. По высшему пилотажу, стоило бы выстроить программы так, чтобы слушатели могли совершить по своим билетам «музыкальное путешествие», переходя из зала в зал. Однако пойти на такую схему организаторы не решились — в результате слушатели, как и в обычные вечера, оказались привязаны к тем площадкам, куда они купили билеты.
Наибольшую выдумку проявила Татьяна Гринденко. В ее полуторачасовую программу «Сон в зимнюю ночь» вошли сочинения мастеров барокко и современных композиторов: «Рождественский концерт» Корелли, «Ночной дозор в Мадриде» Боккерини, «Зима» из «Времен года» Вивальди, «Ария холода» Перселла, «Сон в новогоднюю ночь» Георгия Пелециса и «Зима» из «Времен года» Владимира Мартынова. Все произведения — нечасто исполняемые, то есть решительный отказ от шлягерности, при этом четко выстроенная «зимняя» тема. Музыка перемежалась поэзией — звучали пародийные строки Козьмы Пруткова, «Зимний путь» Есенина, стихотворение одного из лидеров группы «Аукцыон» Олега Гаркуши, «Начало зимы» Николая Заболоцкого, «Ночной гость» обэриута Александра Введенского. Стихи читали и профессиональные артисты, и сами музыканты.
Хотите скачать MP3 - сайт hitmuzon поможет!
В Большом зале Юрий Башмет с «Солистами Москвы», «Новой Россией», джазовым квартетом Игоря Бутмана, а также родственниками и друзьями представил свой подход к «встрече Нового года». В начале программы Гайдн — торжественная и светлая интродукция к оратории «Семь слов Спасителя на кресте». Затем на эстраду один за другим поднимались гости: виолончелистка Наталия Гутман (романтически-пейзажная «Лесная тишина» Дворжака); ее сын, скрипач Святослав Мороз, сыгравший вместе с мамой две части из Концерта Es-dur Вивальди для скрипки и виолончели с оркестром; дочь Башмета Ксения виртуозно исполнила две части Первого фортепианного концерта Шостаковича; любимый Башметом джаз был представлен Фантазией пианиста и композитора Игоря Райхельсона. Новогодняя «сервировка» в БЗК была обильной: тут и первая часть Пятой симфонии Бетховена, и букет изящных инструментальных миниатюр — от «Венгерского танца» Брамса и штраусовского галопа «Поезд удовольствий» до популярной в 50-е годы прошлого столетия латиноамериканской мелодии «Тико-тико», и ироническая «Полька» Альфреда Шнитке из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»... Самым забавным эпизодом, вызвавшим восторженный прием аудитории, оказалось, однако, появление перед оркестром Олега Меньшикова, который вполне профессионально и в то же время неуловимо комично продирижировал одной из полек Штрауса, пританцовывая и даже несколько раз лихо повернувшись на каблуке вокруг собственной оси. Задумка ясна: ни в коем случае не грузить публику, пусть всем станет легко и весело. Мысль сама по себе неплоха, если бы не существенное «но»...
Идея особых, праздничных — рождественских и новогодних — программ изначально была хороша. Но ресурс музыкальных произведений, подходящих к этой теме, довольно быстро исчерпался. В консерваторских «трех вечерах» остроумно поступила лишь Татьяна Гринденко, вспомнившая и мастеров барокко, и современных композиторов, включая опус собственного мужа. Сыгранная блистательно программа Башмета стала, тем не менее тиражированием однажды уже найденной схемы (его прошлогодняя выдумка с «Посвящениями» оказалась более остроумной и оригинальной).
Куда идти дальше? Еще раз тщательно перелистать партитуры старых мастеров? Или заказать новые сочинения современным авторам? Думается, что подобрать музыку к новогодним концертам 31 декабря 2005 года, будет не так просто.
Аркадий Петров