Владимир Малахов — 20 лет на сцене
Москву посетил Владимир Малахов. Директор Берлинского Штаатсбаллетта, премьер АБТ, венской Штаатсопер и много еще чего, Малахов начинал танцевать здесь — в Москве. Точка отсчета — «Театр классического балета» под управлением Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Это было 20 лет назад. Малахов не попал в Большой театр по причинам, о которых сегодня говорить бессмысленно за давностью лет. Было ли дело в отсутствии московской прописки, или в тотальном невезении, или в чьей-то ошибке — в общем, не важно, но Москва без Большого театра не смогла удержать гениального артиста в Советском Союзе. Череда случайностей и совпадений уберегла Малахова от остановки в Москве в эпоху хмурого безвременья — в период с 1987-го по 2007-й тут ничего особенно интересного в области балета не происходило, тогда как на Западе можно было хоть на приличный репертуар рассчитывать и застать в хорошей форме хороших хореографов.
Те пять лет, которые артист протанцевал в театре у Касаткиной, для всей театральной Москвы прошли под знаком Малахова. Его дарование сравнивали с моцартовским, называли вундеркиндом и «нашим чудом». Рейтинг популярности «Классического балета» в то время был необычайно высоким благодаря приобретению Малахова. Оба хореографа старались изо всех сил, чтобы поинтереснее показать своего чудо-солиста. Малахов и вправду творил чудеса — в «Дон Кихоте» даже выходил на пуантах в специально для него сочиненной роли Гамаша. Чудеса и сумасбродства могли продлиться сколько угодно — богатства природных данных казались неисчерпаемыми, однако трезвый разум все-таки возобладал. Артист вдруг как-то сразу повзрослел и понял, что ради серьезной карьеры танцовщика нужно срочно уезжать. Он попал в креативную среду — разнообразнейший репертуар в Штутгарте (Кранко, Баланчин, Роббинс, Ноймайер, Брун, Ван Манен, Форсайт), затем нью-йоркский АБТ с Марком Моррисом, Твайлой Тарп, Гленом Тетли и Начо Дуато. В Вене и в Берлине Малахову удалось сделать свои постановки. Это совсем не значило, что в танцовщике внезапно разглядели дремавшего хореографа. Речь шла лишь о том, что мальчик из Москвы получил статус первого танцовщика Германии и Австрии и вошел в десятку лучших в мире. Лучшим позволяют не только танцевать что вздумается, но и создавать какую-то свою хореографию.
В 35 лет Малахову предложили возглавить балет берлинской Штаатсопер — сейчас он интендант балета всего Берлина, и планируется перезаключение с ним контракта до 2014 года.
Пятнадцать лет за границей не прошло у нас на виду. Конечно, по рукам ходили пиратские кассеты с отдельными спектаклями, но охватить весь диапазон было невозможно, Малахов вырвался далеко вперед — здешним фанам за ним было не угнаться. В 2001-м Малахов приезжал в Россию, чтобы вернуть частичку себя поклонникам, которые верно ждали своего кумира и все дружно отправились в Петербург на Мариинский фестиваль, где Малахов станцевал «Жизель» с Дианой Вишневой. Спектакль был абсолютно фантастический. Многие ожидали увидеть избалованную критикой заезжую звезду, сметающую все и вся на своем пути, и ошиблись. Малахов предстал изысканным партнером, тонким интерпретатором романтического наследия и магом аристократического жеста. Мы просто не представляли, что «Жизель» может быть такой. И еще не представляли, что Вишнева может быть такой свободной и выразительной в роли Жизели. Тогда же родилась великолепная пара Малахов — Вишнева — пара бескомпромиссно равных партнеров, когда многого ждешь от одного и от другого. Для сегодняшнего времени, когда на сцене чаще встретишь гения-одиночку или артиста вспомогательного характера вроде безымянного партнера Лопаткиной или Гиллем, гастролирующая пара равновеликих звезд — нечаянная радость.
Для следующего фестиваля Малахов подготовил фокинского «Петрушку». Спектакль мог стать обычным выступлением на раз. Малахов сделал другое — первый раз станцевал, как последний. Одной ролью подытожил целую жизнь. Дело в том, что исполнителей роли Петрушки в мире один-два. Многие берутся, но мало у кого выходит со смыслом. У Малахова получилось, и не потому, что он месяц репетировал. Скорее оттого, что, выйдя в роли театральной тряпичной куклы, у которой «руки-плети», а вместо крови «клюквенный сок», он здесь, прямо на сцене, вдруг осознал всю эфемерность театрального процесса, как картонный Петрушка с горечью осознал картонную сущность своей избранницы Балерины. Бессознательно замкнутый, как всякий балетный, на своей балетной карьере, он перенес эти ощущения в балет. Петрушку запирал в четырех стенах фокусник, пока Арап развлекался с Балериной. Балетные люди отбивают двадцать лет один и тот же строгий ритм, а другая, настоящая, жизнь фонтаном бьет из окна. Артист попробовал высунуть голову из окна — вышла трагедия. А еще Малахов — Петрушка вызвал литературных духов, после спектакля руки потянулись к блоковскому «Демону» и «Балаганчику».
Сильное впечатление оставило его выступление в паре с Дианой Вишневой в 2004 году в Большом театре в «Спящей красавице». Там были две потрясающие кульминации — одна в сцене охоты, когда Аврора является Принцу Дезире как видение, и вторая в свадебном акте. Малахов так деликатно провел сцену с видением, мягкими, неслышными прыжками парил над сценой, был невероятно внимателен к партнерше и, главное, своим вторжением в мир Принцессы Авроры сумел не разрушить сказочную атмосферу ее сна. Зато в финале он победно вылетел на сцену при полном параде — в орденах и лентах — и показал, кто будет хозяином бала.
Вот основные вехи, по которым можно ориентироваться в мире «русского Малахова». Остальное принадлежит Западу. Там он и празднует свои двадцать лет творческой деятельности — гала-концертом «Владимир Малахов и друзья», который несколько раз устраивали в Берлине. И Москва получила свои крохи — Малахов станцевал в Гала-концерте в ГКД по просьбе Касаткиной и Василева. «Театру классического балета» исполняется в этом году сорок лет, и эта дата хорошо рифмуется с малаховской. Вот и отметили вместе семейное торжество. Малахов, как обычно, был великолепен. Из нового репертуара показал «Арию» Генделя в хореографии Вэла Канипароли. Маленькая история о том, как сложно иногда бывает артисту снять театральную маску наедине с самим собой.
Впереди у танцовщика и директора — насыщенный весенне-летний сезон: Солор в «Баядерке» в Берлине, Огонь в «Кольце вокруг кольца» Бежара и выпуск премьеры балета Аштона «Сильвия». В Москву Малахов обещает приехать не раньше чем через два-три года. Возможно, это будут гастроли его труппы «Берлинский балет», но говорить о конкретных датах пока рано. Будем ждать.