«Трио из Бельвилля» Сильвена Шоме
Сильвен Шоме снял полнометражный анимационный фильм «Трио из Бельвилля» (в английском варианте — «Свидание в Бельвилле»), рассказав довольно старомодную историю, несмотря на все узнаваемые приметы нынешнего времени. Где-то в небольшом городке растет мальчик-сиротка по имени Чемпион. Похож он на дяденьку-ребенка. Лицо взрослое, мужское, а носит шортики, сандалики и гольфы. Какая-то «Сказка о потерянном времени». Где родители ребенка, неясно. Воспитанием занимается бабушка, вполне узнаваемая. Таких и у нас полно. Заботится о внуке, но не сюсюкая, растит из него мужчину (это уже не вполне про наших бабушек). Выгоняет на улицу в любую погоду, чтобы тренировался. Вот он и становится настоящим велосипедистом. Участвует в гонке Тур де Франс. Цель близка.
Чемпион подрос, он некрасив. Не нос у него, а шнобель. Ноги длинные, уродливые, как у любого другого подростка. Жизнь его — сплошная тренировка. Мышцы ног на глазах у нас набухают от нечеловеческих нагрузок. А бабуля носится за ним на драндулете со свистком во рту. Она — главный тренер и идеолог жизни. Чем-то напоминает героинь Л.Добржанской — прелестной актрисы, которой так удавались образы заботливых матерей (достаточно вспомнить «Иронию судьбы»). Сам Сильвен Шоме называет свою героиню португалкой с изуродованной ногой. Прежде у него была короткометражка «Старушка и голуби», над которой пришлось работать десять лет. Хотел использовать образ той старушки и в своем полнометражном фильме, но канадский сопродюсер запросил астрономическую сумму за одно только согласие отдать в новый проект ту самую бабушку. Пришлось придумывать португалку.
Серьезные люди в черном, словно вышедшие из спектаклей Коршуноваса (сплошные плечи, а головы не разглядеть, эдакие геометрические фигуры), похищают выросшего Чемпиона. Происходит это во время гонок, где подросший внук имеет довольно жалкий вид, и победа ему не светит. Тем не менее незнакомцы увозят любимое бабушкино чадо, надежду ее жизни в таинственный мегаполис Бельвилль, напоминающий Нью-Йорк, Париж и Монреаль вместе взятые: небоскребы и ни с чем не сравнимые срезанные углы улиц, свойственные французской столице. Есть тут смешная, почти карикатурная статуя Свободы и много-много толстых людей. Это, если угодно, некие стереотипы восприятия американского континента в Европе. Теперь Чемпион крутит педали в каком-то клубе Бельвилля, развлекая богатую публику и создавая иллюзию участия в настоящих гонках.
А несчастная бабуля в это время мечется по свету с верным псом Брюно (это настоящий бегемот) в поисках ненаглядного своего мальчика. Так жалко ее — немолодую, усатую, на каблуках разной высоты.
Спасибо старым клячам, которых повстречала наша бабуля. Если бы не женская солидарность, то неизвестно, чем бы еще завершилась эта печальная история. Дамы, сколько бы лет им ни было, собравшиеся вместе, способны горы свернуть, особенно в борьбе за социальную и прочую справедливость. Вспомним, хотя бы рязановских «старых кляч», которые творили чудеса. «Старые клячи» у Шоме также на многое способны и тоже выступают по клубам со своей потрясающей программой. Играют на чем придется: на полках холодильника, велосипедной шине, шуршат газеткой. Старухам надо жить и зарабатывать на хлеб насущный. Питаются клячи подножным кормом, тем, что доступно. Потому ловят лягушек и головастиков. Варят их, парят и жарят — на первое, второе и третье. И так каждый день. И нашу чемпионскую бабушку тем же кормят-поят. Но держатся, не умирают. Нашим бы российским старушкам, которые считают каждую копейку, выживая из последних сил, показать фильм Шоме. Для поддержания духа.
Трио из Бельвилля настроено на жизнь задорно. Умирать и унывать никто не собирается. А уж как эти очаровашки наводят марафет — зрелище не для слабонервных. Клячи немолоды — со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Но чистка далеко не жемчужных зубов и расчесывание остатков волос выглядят оптимистично. И нам все это преподносят в реальном физиологическом естестве.
Вот эти четыре замечательные женщины и спасают бедолагу Чемпиона, буквально вырывают его из лап мафиози. Делают это доморощенным, но верным способом. Молодцы старушки. На таких земля держится.
Понять, в какие времена столь драматические события происходили, довольно сложно, да, собственно, это и не имеет значения. Героям сочувствуешь, хотя выглядят они, за исключением главной бабушки, не очень привлекательно. Во всем, что окружает этих странных существ, есть милый провинциальный аромат, и это несмотря на то, что мы в огромном мегаполисе-монстре. Отношения между людьми подлинные, чувства неподдельные. Вот и трогают сердца зрителей. Канн им аплодировал несколько минут — «Трио из Бельвилля» участвовало вне конкурса в фестивале 2003 года. Картину создавали в течение пяти лет. Тут много рукотворной работы, не все отдано на откуп компьютеру. Ощущение живой жизни, человеческого тепла и дыхания, быть может, и есть то главное, что отличает эту картину от ее унифицированных собратьев, сделанных по суперсовременным технологиям.
Светлана Хохрякова