«Красотки» Седрика Клапиша
После остроумной «Испанской таверны» (в нашем прокате — «Испанка») режиссера Клапиша не покинули волны глобализации, а с ними вместе и интернациональные герои-студенты, на паях снимавшие огромную квартиру в Барселоне. Тот фильм трехлетней давности побил все рекорды по сборам в европейском прокате, получил несколько международных кинопремий, а молодые актеры Ромен Дюри, Сесиль Де Франс, Келли Рейли благодаря картине стали нарасхват у режиссеров.
Сегодня в российский прокат выходит сиквел той молодежной истории, полюбившейся зрителям во Франции, Британии, Испании и России. «Красотки» были впервые показаны у нас на закрытии ММКФ, тогда же, представляя Седрика Клапиша, программный директор фестиваля Кирилл Разлогов обратил внимание, что прокатчики, вероятно, решили, что название это привлечет публику, тогда как оригинальное — «Матрешки» — может отпугнуть. Между тем «Матрешки» (они же «Русские куколки» — «Les poupées russes») есть суть отношений теперь уже 30-летнего Ксавье с его многочисленными подружками, среди которых он упорно продолжает искать ту, единственную. Да и в итоге собирается вся дружная компания в Санкт-Петербурге, к которому режиссер питает особую симпатию. В нашей Северной столице Вильям (Кевин Бишоп) женится на балерине Наташе (Евгения Образцова), а Ксавье, отгуляв на русско-британской свадьбе, понимает, что лучше Венди, сестры Вильяма (Келли Рейли), ему не найти.
Если вы устали от европейского кино, советуем обратить внимание на китайские дорамы.
Главный персонаж в исполнении Ромена Дюри (отнюдь не герой в привычном понимании слова) обеспечивает этой расхожей в общем-то истории занимательные краски. Для Клапиша этот актер стал тем же, кем был Жан-Пьер Лео для Трюффо. Их сотрудничество длится уже на пятой картине.
Ксавье в том, первом, фильме отказался от престижной, но скучной для него работы во имя мечты: он всегда хотел стать серьезным писателем. Спустя пять лет парень зарабатывает на хлеб с маслом специфического типа литературой — пишет сценарии для «телемыла». Главный роман всей жизни откладывается и откладывается, а заказчики мешают самовыражаться, всячески предлагая следовать штампам: «Открытки на фоне заката телезритель всегда любил и любить будет».
Дюри играет отчасти простодушного, отчасти недотепу в поисках приключений. В его взгляде на окружающий мир сквозит порой удивление, будто Ксавье все еще двадцать с чем-то лет и опыт любовных отношений никогда не заводил его в тупик. Забавны его сравнения, к примеру, пропорций фигуры ветреной Селии (Люси Гордон) с известной в Питере улицей, что за Александринкой, чьи геометрические углы идеально равны. Красавица пустышка с модельными параметрами недолго занимает голову Ксавье, а также и экранное пространство.
Гораздо интереснее наблюдать за перемещениями героя по мировым столицам, каждая из которых что-то весомое дает ему в творчестве. Из родного Парижа в Лондон, а оттуда в Питер. В кадре окажутся и Невский проспект, и стрелка Васильевского острова, и Московский вокзал. Российские просторы встречают героев, конечно же, разудалым хитом от Верки Сердючки, что в интернациональной транскрипции всегда будет звучать как «Horosho». Коммуналка как примета неискоренимого русского быта также в наличии. Трудности, они же юморески, перевода прилагаются. Несомненно, что Седрику Клапишу нравится этот евротрип, это обаяние молодости, когда «пара — это не обязательно любовь, а любовь далеко не всегда создает пару.»
В национальном прокате фильм о друзьях в объединенной Европе месяц назад стартовал на первой позиции, оттеснив боевик о юных годах Бэтмена.
Все бы неплохо, проблема «Красоток» лишь в том, что, как и любой сиквел, фильм несколько обманывает ожидания, оказываясь слишком легковесным по отношению к оригиналу; он приятно смотрится, как каникулярное летнее кино, и легко забывается.
Оксана Гаврюшенко