Как приятно после масштабных симфонических полотен погрузиться в нежную ауру камерного музицирования, когда в уютном салоне исполнители и слушатели — глаза в глаза, а на сцене необычный состав музыкантов — ансамбль деревянных духовых инструментов.
Ансамбль «Адажио» был создан три года назад Иваном Паисовым. Молодой гобоист не удовлетворился «теплым местечком» солиста оркестра Большого театра, а стремился к сольной концертной деятельности. Идею создания ансамбля подхватили флейтист Константин Веневцев и пианистка Наталья Щербакова. Так родился ансамбль камерной музыки «Адажио», который сразу — в темпе престо — включился в активную концертную деятельность. Репертуар быстро пополнялся: Иван Паисов извлекал из различных библиотек все новые произведения. Временами к трио подключались кларнетист Сергей Богатыренко, валторнист Константин Желтов, певица Елена Гридасова, и программы концертов ансамбля становились более разнообразными и интригующими. Музыканты исполняют произведения духовной, светской музыки композиторов XVII — XVIII веков, но c удовольствием обращаются и к творчеству романтиков, импрессионистов и современных авторов.
Первые же концерты «Адажио» привлекли к себе внимание любителей камерного искусства, критиков, а главное, хозяев камерных залов, увлеченных жанровым и стилевым разнообразием ансамбля, мастерством его участников. Салоны музеев, старинных усадеб, творческих союзов стали приглашать к себе талантливый коллектив.
На одном из таких концертов — в небольшом зале Музея А.Н.Толстого — мне довелось побывать. В этот вечер звучала русская музыка. В подобных концертах наиболее удобная форма музицирования — вариации, дающие возможность исполнителю достаточно быстро продемонстрировать свои достоинства. К.Веневцев успешно использовал эту форму в Вариациях Алябьева, изящно сплетая флейтовые кружева кантилены и виртуозности. Вслед за тем И.Паисов доказал, что гобой не зря называют «духовой скрипкой»: под его пальцами элегантный француз не уступал ни в певучести, ни в техническом совершенстве своей старшей итальянской родственнице в Вариациях Римского-Корсакова. А потом прозвучала очаровательная музыкальная виньетка-вальс «Елка» В.Ребикова, в котором духовики вместе с пианисткой Натальей Щербаковой сумели создать атмосферу трогательного, слегка сентиментального старинного домашнего музицирования. Н.Щербакова — уверенная ансамблистка, она умеет чутко слышать партнеров, то как бы высвечивая их, то беря лидерство на себя, и это тем более похвально, что ей приходилось преодолевать сопротивление старого, не слишком гибкого рояля.
Артисты «Адажио» убедительны не только в своем «фирменном» (от названия коллектива) темпе, но и в искрометных аллегро и престо. Свою краску в палитру концерта внесла певица Елена Гридасова, исполнившая романсы Танеева и Paxманинова.
Евгений Эпштейн