Концерт к 100-летию со дня рождения Арама Хачатуряна
Успех концерта в БЗК был гарантирован с самого начала, когда только стал известен репертуар очередной абонементной программы «федосеевцев».
И все же такого буйства эмоций и торжества жизни, которые царили на этот раз в Большом зале, право же, трудно было ожидать. Организаторы концерта — Министерство культуры Российской Федерации и Артистическое агентство «Краутерконцерт», пригласившие в тот вечер многочисленную публику, приложили немало усилий, чтобы придать программе юбилейную праздничность. Но больше всего, естественно, «сделал» сам гений композитора, неувядающий, немеркнущий, неподвластный времени.
Центральное место в программе заняли два инструментальных концерта — для скрипки и для виолончели с оркестром, — два из знаменитой триады (третий — фортепианный), нередко называемой большим циклом или «концертом концертов». Эти наиболее репертуарные концерты по праву признают и наиболее известными сочинениями автора, отмеченными характерными чертами хачатуряновского стиля. Выдающиеся представители отечественной исполнительской школы Лев Оборин, Давид Ойстрах и Святослав Кнушевицкий прославили свои имена, став первооткрывателями концертов Арама Хачатуряна.
В программе, посвященной 100-летию со дня рождения Хачатуряна, «слово» солистов доверено совсем молодым. Скрипачке Арабелле Штайнбахер всего 21 год, хотя она уже весьма «закаленный боец» на музыкальном " фронте" конкурсными победами и гастрольными выступлениями со знаменитостями. И все же, солируя в Скрипичном концерте Хачатуряна, молодая артистка держала труднейший экзамен. И выдержала с блеском! Я уж не говорю о техническом совершенстве игры, без которой Хачатуряна не исполнить; свежесть образов, связанных с характерными оборотами армянского фольклора, зажигательность ритмов, поражающая воображение смелость контрастов, когда безудержная радость сменяется напряженным драматизмом, а вслед за ним — нежнейшей лирикой. Откуда такая четкость образной выразительности? Меня буквально поразило, какой идеальной уравновешенности звучания солирующей скрипки и оркестра достигли исполнители во второй части, напоминающей характером Ноктюрн.
Российского солиста-виолончелиста Дениса Шаповалова, принявшего участие в программе, знают и любят. В последние годы его называют одним из самых ярких талантов нового поколения. Хачатуряновская музыка звучала свободно и раскрепощенно. Самой удачной, самой выразительной и самой хачатуряновской по зримой реальности музыкальных образов показалась вторая часть. Она ярче всего запомнилась живописной картинностью письма. Полный неги и истомы голос виолончели заставлял вспомнить неповторимые развернутые балетные Адажио, дуэты о красоте и радости жизни, о любви. Денис Шаповалов и дирижер Владимир Федосеев заставляли слушателей с захватывающим интересом следить за состязанием виолончели и оркестра, и в остроте этой борьбы, казалось, рождалось живое действо.
Дорогая композитору балетная музыка прозвучала в финале концерта. В безупречном исполнении, с точки зрения интонационной чистоты, стиля, вкуса, в Большом Адажио из «Спартака» раскрывались глубина и жизненная правда. Пылко, по-молодому залихватски звучала задиристая лезгинка из сюиты «Гаянэ». Зал заходился от восторга. Еще бы! Стихия ритма — неистовствующего, клокочущего — властно захватывала дух.
Мариам Игнатьева