Творческие вечера Илзе Лиепы
Очередное мероприятие (на этот раз на Новой сцене Большого театра) провел сверхактивный Благотворительный фонд им. Мариса Лиепы. Его новая акция — два творческих вечера Илзе Лиепы под названием «Жизнь без слов», примечательные по составу исполнителей (в основном участвовали разного ранга артисты Большого), нетрадиционные по программе (среди прочих номеров лишь одно па-де-де, и то — Баланчина!), культурные и современные по оформлению (без пресловутого «звездного неба», тюля и всегда поношенно-помятых живописных задников, вместо них — тройной полиэкран, на котором, чередуясь, демонстрировались в пандан действию диапозитивы, или видеозаписи, или непосредственно происходящее на сцене).
Свои вечера Илзе Лиепа посвятила памяти старейшего балетного критика, педагога и режиссера Александры Эммануиловны Чижовой (1917—2003), которая была организатором ее первого сольного концерта, верила в ее талант, в ее звезду еще тогда, когда нынешняя знаменитость была самой обыкновенной солисткой Большого. В отличие от многих коллег Илзе Лиепа с детства прекрасно понимала, что тяжелый ежедневный труд — единственный залог успеха в ее «профессии без слов», что никто не обязан преподносить ей на белом блюдечке с золотой каемкой новые номера, партии или творческие вечера. В течение всей карьеры она неустанно экспериментировала. На этом пути ее ждали и победы, и огорчительные неудачи. Но внешне Илзе всегда сохраняла невозмутимость и благовоспитанность «железной леди», хотя нередко «прорывалась» наружу и эксцентричность ее неординарной натуры, что сказывалось как при подборе репертуара, так и партнеров — танцовщиков, хореографов. Она «примерила» на себя все амплуа — от героинь стилизованной фокинской неоклассики (что не лишено риска для балерины такого типа!) до шоу-номеров.
Сейчас, словно подводя итоги большому отрезку творческого пути, на своем вечере Лиепа решила показать все, что ее сердцу мило, что накоплено за прошедшие десятилетия (за концерт у нее было целых шесть «выходов»!). Новинкой оказался лишь одноактный шоу-балет «Город без слов» в постановке очень органичного танцовщика-хореографа Егора Дружинина — он венчал собой огромную программу, был прекрасно отрепетирован и исполнен. Среди участников концертов были ведущие солисты Большого: Анна Антоничева, Николай Цискаридзе, Геннадий Янин, Дмитрий Белоголовцев, Марк Перетокин и другие.
Из «зарубежных гостей» — одна-единственная «русская пара» из Берлинской оперы «Унтер ден Линден» — недавняя выпускница Московского училища Полина Семионова, которую переманил к себе новый руководитель берлинского балета Владимир Малахов, и ее партнер — петербуржец Артем Шпилевский, исполнившие па-де-де Баланчина на музыку Чайковского. Хотя их выступление и вызвало некий ажиотажный интерес со стороны поклонников балета, номер был выбран крайне неудачно. У Семионовой тяжеловесные стопы и нет беглости ног, столь необходимой для темповой хореографии Баланчина, зато она уже успела «наработать» замашки и штампы примы, которые вовсе не к лицу столь юной дебютантке... Вне амплуа Анны Антоничевой и Дмитрия Белоголовцева оказалась лирическая «сцена балкона» из «Ромео и Джульетты» — в другом номере они бы оставили более благоприятное впечатление. Зато очень четко и рельефно комический монолог Модеста Алексеевича («Анюта» в постановке Владимира Васильева) преподнес Геннадий Янин — благодаря его исполнению неожиданно даже «укрупнилась» вся хореография вариации. С нарочитой небрежностью, юмором и очень непринужденно он также станцевал финальное соло со шляпой из вышеупомянутого шоу-балета, который всерьез заставил задуматься над тем, какие же невостребованные актерские возможности имеются в труппе Большого!
Достойно свой огромный и разнообразный репертуар («Шехеразада», «Госпожа Бовари», «Вечность», парижская «клошарка», она же — дива из стильного «танго-шоу» Дружинина) станцевала Илзе Лиепа, разве что ее «Умирающий лебедь» несколько «выбился» из общей тональности. И все-таки кульминацией вечера, как и следовало ожидать, оказались три удачно скомпонованные сцены (первая встреча на балу, комната Графини и комната Германна) из «Пиковой дамы» на музыку Чайковского в постановке Ролана Пети. Этот балет, в прошлом сезоне специально поставленный для таких зрелых мастеров, какими сейчас являются Илзе Лиепа (Графиня) и Николай Цискаридзе (Германн), оставляет сильное впечатление. Исполнители всегда смело импровизируют в пределах заданной Пети хореографии, отчего заранее трудно предвидеть отдельные нюансы их пластической «пикировки» и «пиковой» дуэли любви-ненависти, за сиюминутными психологическими перипетиями которой следить так интересно. Они — достойные соперники-партнеры, которым дружно рукоплескал зал. Такое исполнение дорогого стоит.
Виолетта Майниеце