Юбилейный фестиваль музыки Щедрина
Юбилей у Родиона Щедрина получился беспокойным, но радостным. Не успел он пересечь зону прилета в «Шереметьево-2», как тут же попал в объектив телекамеры. И телевидение «преследовало» композитора и его блистательную супругу Майю Плисецкую на протяжении всего московско-питерского фестиваля «Родион Щедрин. Автопортрет», который завершился в Москве 12 декабря. Свое 70-летие (16 декабря) маэстро отметил, будучи уже в Нью-Йорке. 19 декабря в Линкольн-центре прошла премьера его новой оперы для концертного зала «Очарованный странник» по Лескову.
Премьер хватило и на Россию. Фестиваль вобрал в себя многоликую — разновременную и разножанровую — палитру творчества Щедрина. «Лолита-серенада» для симфонического оркестра, «Parabola concertanta» для виолончели с оркестром, Пятый фортепианный концерт, романс для голоса с оркестром «Таня-Катя», «Дневник» для фортепиано и «Озорные частушки» в фортепианной версии — только небольшой список европейских, российских и мировых премьер. А сколько было сыграно сочинений, которые исполнялись в России один-два раза! Одним словом, для публики было много нового, и она неизменно выражала восторг композитору и исполнителям.
Много нового в новой России обнаружил и юбиляр. Неоднократно — и на пресс-конференциях в Москве и Питере, и в интервью — он говорил о качественном европейском уровне организации фестиваля, осуществленном артистическим агентством «Краутерконцерт», и приводил в пример любопытные детали. Так, впервые в России агентство заказало все необходимые для концертных программ партитуры в издательстве «Schott», которому принадлежат права на сочинения Щедрина. Это важно для композитора не только потому, что он, согласно контракту с издательством, получает от каждого такого заказа определенный денежный процент, но и потому, что «Schott», старейшая немецкая фирма, печатает партитуры на высочайшем уровне, без опечаток и неточностей, что, по словам Щедрина, позволяет сэкономить огромное количество времени и сил на репетициях.
О качественном европейском уровне исполнения своих сочинений композитор говорил после каждого концерта. И если такие известные музыканты, как Олли Мустонен, Дмитрий Ситковецкий и Давид Герингас, уже давно входят в число любимых исполнителей Щедрина, которым он доверяет свою музыку с легким сердцем, как и потрясающему Камерному хору Московской консерватории под руководством маэстро Бориса Тевлина, и БСО им. П.И.Чайковского во главе с блистательным Владимиром Федосеевым, то со многими другими солистами и коллективами Щедрину предстояло встретиться впервые. И он не уставал восторгаться.
Например, фортепианным классом профессора Сергея Доренского и звездой этого класса Екатериной Мечетиной, которой пришлось заменить не приехавшую в Россию Анну Гурари и выучить в кратчайший срок целое сольное отделение; Щедрин был рад знакомству с Денисом Мацуевым, исполнившим его Пятый фортепианный концерт, и Марией Гавриловой, которой удалось передать все очарование «Тани-Кати» — своеобычного и по жанру, и по стилю щедринского опуса, прозвучавшего на закрытии фестиваля.
Альтист Даниил Гришин — тоже новое имя для Щедрина — поразил, а точнее, просто сразил маэстро интерпретацией «Concerto dolce», как и питерский дирижер Александр Сладковский, представивший сложнейшую партитуру третьего концерта для оркестра «Старинная музыка российских провинциальных цирков»: им обоим Щедрин прочит в ближайшие несколько лет блестящую мировую карьеру.
Кажется, маэстро уехал из России обновленным. Его музыку здесь любят, слушают и играют, играют молодые музыканты, открывая в ней для самого автора новые грани и нюансы. А это значит, что музыка Щедрина не состарится, а автопортрет, написанный композитором за многие годы творчества, будет жить уже новой, молодой жизнью.
Олег Андреев