Ликбез пересмешников

«Как важно быть серьезным» Оливера Паркера

«Как важно быть серьезным» Оливера Паркера

Во время просмотра фильма публика беспрерывно смеется, искренне и непосредственно — такова реакция на блистательный уайльдовский диалог, подобный игре в пинг-понг: вопрос — ответ, слово — за слово, ничего лишнего, не в бровь, а в глаз, и все с приличной миной. Из чего можно сделать вывод: кое-кто из господ, напускающих на себя важный интеллектуальный вид, пьесы этой в руках не держал и даже не видел ее сценического варианта. Просветительство, ликбез также входили в намерения авторов картины. Они надеялись, что дадут возможность познакомиться с творчеством Уайльда людям, которые вряд ли заглянут в театр или книгу. Но и при наличии некоторого опыта лицезрения не самых блистательных спектаклей, заставляющих забыть о том, что Оскар Уайльд — гений, вдруг вспоминаешь об этом благодаря О.Паркеру.

Нам показали нечто адекватное написанному, приправленное к тому же визуальным рядом, абсолютно созвучным первоисточнику. Вольные импровизации киноверсии выполнены в точном соответствии с самой сутью изысканных построений Оскара Уайльда. Видения рыцаря в доспехах, который является для крошки Сесили Кардью в исполнении Риз Уизерспун чем-то вроде корабля с алыми парусами, — тому блистательный пример.

Условность, призрачность происходящего, когда не понять, что есть для героев жизнь, а что сон, составляют прелесть картины Паркера.

Никогда не забуду, как одна преподавательница ГИТИСа рассказывала о физиологических аспектах жизни Уайльда. Произносила фразочки типа: «Тот человек, что читал вам лекцию, страдает тем же недугом, что и Оскар Уайльд... Да, был на свете такой господин...» Ныне подобные мужские наклонности уже не преследуются Уголовным кодексом так, как прежде. А в 1895 году писателя обвинили в гомосексуальных связях в аккурат в момент триумфа разбираемой нами пьесы. Имя изъяли с афиш, спектакль прикрыли, а сочинителя приговорили к двум годам лишения свободы.

В сущности, «Как важно быть серьезным» — пустяк, комедия положений и одновременно ошибок. Два друга ведут двойное существование — реальное и миражное, вооружившись вымышленным именем, причем одним на двоих. Кто из них Джек, Элджи, а кто Эрнест — в этом запутались они сами, не говоря уж о несчастных девушках, влюбленных по уши в этих прелестных господ-пересмешников, и даже публике.

Потом герои расхлебывают последствия собственных выкрутасов. Они выдумщики, игроки, правда, всего лишь на зеленой лужайке, предназначенной для гольфа. В картине Паркера их пафос так несерьезен, что наполняет сердце неподдельным состраданием и любовью ко всему племени людскому с его слабостями, милыми прелестями, странностями. Мы принимаем их такими, какие они есть. Придумывают уайльдовские герои в лице Колина Фирта (Джек Уорсинг) и Руперта Эверетта (Алджернон Монкрифф, а проще Элджи) Бог знает что, вроде несуществующего брата в деревне либо друга Банбери, находящегося при смерти и требующего внимания. Выстраивают удобную формулу жизни — необременительной и довольно экстравагантной, тем самым приобретая право на некую нишу, куда никто не имеет права совать свой нос. Причем проделывают свои фокусы элегантно, с блеском истинных аристократов.

Тут все остры на язык. Положение в обществе, которым в той или иной степени обладает даже самый захудалый аристократишка, — оно в крови и налицо. Тут нет дворняжек и дворни. Масть, порода — вот оно искомое, их, как говорится, не пропьешь.

Наконец-то мы увидели настоящую английскую комедию, где все герои — истинные джентльмены, даже если в кармане медный грош, а героини — непременно леди, чем бы они ни занимались и каким бы нравом ни славились. Это относится и к неповторимому Руперту Эверетту в роли Элджи (с ним Оливер Паркер некогда работал над уайльдовским «Идеальным мужем»), и к как всегда роскошной Джуди Денч — Леди Брекнелл. Настоящий актерский хай-класс. Плюс красивые английские лужайки, английская чопорность и знаменитый английский юмор. Любовные переплетения, сколь бы глупыми они ни казались на первый взгляд, элегантны, без надрыва и затей, зато как весело. Великолепные костюмы довершают это искусное построение.

Оливер Паркер углядел в данной истории возможность рассказать о том, что желания другого человека достойны уважения. Надо сказать, что ему это удалось.И в этом высший смысл. Почему в театрах так часто неуклюжи интерпретации столь блестящей пьесы, почему так скучны диалоги, а написанное слово, озвученное не самыми худшими артистами, не стреляет? (При том, что общеизвестно: английская драматургия нам показана. Слывет более удобоваримой для русской психофизики и мироощущения, нежели французская.) Чего нам точно не хватает в освоении Уайльда, так это породы и шика, в отсутствие которых «Как важно быть серьезным» — всего лишь безделушка, окончательно убитая бытовым прочтением и отсутствием должного темпоритма.

Светлана Хохрякова

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама