Звукопись

Звукопись (нем. Tonmalerei, франц. musique descriptive) - воплощение муз. средствами объективного "предметного" мира. Опирается на изобразит. возможности музыки. Последние подразделяются на два осн. типа. К первому относят имитацию (более или менее точную) разл. звучаний - пения птиц (соловей, кукушка и перепел в "Пасторальной симфонии" Бетховена, группа птиц в "Снегурочке" Римского-Корсакова, соловей в медленной части 2-й симфонии Скрябина), жужжания шмеля ("Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова), раскатов грома ("Фантастическая симфония" Берлиоза), шелеста леса ("Кольцо нибелунга" Вагнера), звона колокола ("Борис Годунов" Мусоргского) и др. Ко второму типу принадлежат изобразит. возможности музыки, основывающиеся на разл. ассоциативных связях звуковых и внезвуковых явлений. Так, быстрый или медленный темп музыки может отвечать темпу реального движения. Отд. звук в зависимости от частоты колебаний воспринимается как высокий или низкий (отсюда косвенное воспроизведение разл. "подъёмов" и "спусков"), аккорд в зависимости от его структуры, регистра, динамики - как светлый или тёмный. Разл. тембры голосов и инструментов также способны вызывать ассоциации с оптич. явлениями ("светлые" и "тёмные", "блестящие" и "тусклые", "матовые" тембры и т.п.). Определённая роль в З. принадлежит и звуко-цветовым ассоциациям (см. Цветной слух). Ассоциации этих типов широко применяются в разл. муз. картинах рассвета ("Рассвет на Москве-реке" Мусоргского, окончание 2-й картины "Евгения Онегина" Чайковского), образах разгорающегося пламени ("Прометей" и поэма "К пламени" Скрябина). Порой композиторы с помощью тонких ассоциативных связей пытаются воспроизвести облик человека ("Девушка с волосами цвета льна" Дебюсси), запахи ("Ароматы в вечернем воздухе реют" Дебюсси) и др. Изобразит. возможности обоих типов часто сочетаются в муз. произведениях.

Важнейшее значение в З. имеет передача не внешних черт явления, а того впечатления, к-рое оно производит на человека, тех чувств, к-рые оно в нём вызывает. Вне этого З. не может подняться до уровня художеств. творчества; напротив, изобразит. штрихи, б.ч. скупые, способны придать "картине настроения" предметную определённость (примечательна заметка Бетховена на рукописи "Пасторальной симфонии": "Более выражение чувств, чем изображение"). Предметной конкретизации часто служат и заглавия или словесные ремарки в нотах; т. о., З. тесно связана с муз. программностью (см. Программная музыка). Однако элементы З., муз. изобразительности разл. рода, порой с трудом поддающиеся выделению, постоянно присутствуют и в непрограммной инстр. музыке.

Понятие З., вызывавшее многочисл. дискуссии, было сформулировано лишь в 18 в., но применялось в музыке с древнейших времён. До 19 в., когда достигла высокого развития программная музыка, З. постоянно использовалась в муз. зарисовках охоты (качча), сражений и т.п. После Р. Штрауса, склонявшегося к наглядно-объективной З., она принимает своеобразные субъективно-ассоциативные формы в музыке композиторов-импрессионистов; в нач. 20 в. под влиянием художеств. течения урбанизма создаются произв. натуралистического плана, передающие шум машин ("Завод" Мосолова) и др.

Литература: Кремлев Ю., Очерки по вопросам музыкальной эстетики, М., 1957; его же, Выразительность и изобразительность в музыке, М., 1962; Бер М. P., О звуковых обобщениях в оркестровке, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960, с. 256-81; Кечхуашвили Г. Н., К проблеме психологии восприятия музыки, там же, с. 302-23; Сохoр A., Музыка как вид искусства, М., 1961; Еngel J. J., Ьber die musikalische Malerey, В., 1780; Weber G., Ьber Tonmalerei, "Caecilia" (Mainz), III, 1825; Marx A. В., Ьber Malerei in der Tonkunst, В., 1828; Berlioz H., De l'imitation musicale, "Revue et Gazette musicale de Paris", IV, 1837, NoNo 1-2, рус. пер. - Берлиоз Г., О подражании в музыке, в его кн.: Избранные статьи, М., 1956; Riemann H., Programmusik, Tonmalerei und musikalisches Kolorismus, в его кн.: Prдludien und Studien, Bd 1, Fr./M., 1895; Wagner R., Oper und Drama, "Sдmtliche Schriften und Dichtungen", Bd 3-4, Lpz., (1911), рус. пер. - Вагнeр P., Опера и драма, в его кн.: Избранные статьи, М.. 1935; Miеs P., Ьber die Tonmalerei, "Zeitschrift fьr Дsthetik und allgemeine Kunstwissenschaft", Bd VII, H. 3-4, Stuttg., 1912; Van den Borren Ch., La musique pittoresq ie..., au XV-e siиcle, в сб.: Kongress-Bericht Basel 26-29 IX 1924, Basel, 1924; Serauky W., Die musikalische Nachahmungsдsthetik im Zeitraum von 1700-1850 (серия "Universitas-Archiv", XVII), Mьnster in W., 1929; Negreanu R., Despre muzica cu program, (Buc.), 1960; Gyulai E., A lбthatу zene, Bdpst., 1965; Dahlhaus C., Musica poetica und musikalische Poesie, "AfMw", Jahrg. XXIII, H. 2, 1966; Faltin P., Funkcia zvuku v hudobnej strukture, Bratisl., 1966.

А. Г. Юсфин

реклама

вам может быть интересно

Венеция Города

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Pas soubresaut, па субресо Балет и танец
Фанфара Термины и понятия
Камбоджийская музыка Национальные культуры
Цинь Музыкальные инструменты
Октоих Церковная музыка
Транспозиция Термины и понятия
Adagio, адажио Термины и понятия
Монгольская музыка Национальные культуры
Демественный распев Церковная музыка
Художник в балете Балет и танец

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 2640
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть