Сарсуэла

Сарсуэла (испан. zarzuela) - испан. разновидность муз.-сценич. представления, близкая оперетте. Муз. номера в С., хоровые или сольные, чередуются с разговорными диалогами и танцами. Своё название С. получила от имени придв. загородного замка "Zarzuela", где в нач. 17 в. происходили постановки первых С. Исполнение С. обычно приурочивалось к к.-л. праздничным событиям: свадьбе, рождению, коронации и др., поэтому первоначально эти спектакли назывались "Праздниками Сарсуэлы" ("Fiestas de Zarzuela"); для них избирались мифология, или героич. сюжеты, а постановки отличались особой пышностью. Большое влияние на развитие С. оказали эклоги X. дель Энсино - муз.-драм. представления лирич. характера, широко известные в кон. 15 - 1-й пол. 16 вв. Образцы первых С. (наиболее ранний среди них - пьеса Лопе де Вега "Лес без любви" - "La selva sin amor", 1629) дошли до нас только как лит. произв.; их музыка, так же как имена композиторов, остались неизвестными. Первая С., в к-рой сохранилась и музыка, - "Одним лишь взором ревность убивает" ("Celos aun del aire matan", 1660) - принадлежит X. Идальго (либр. П. Кальдерона); музыка Идальго свободна от влияний итал. и франц. оперы. В ней ощутима связь с популярными испан. романсами и балладами; преобладает монодич. склад, исключение составляют краткие, большей частью 4-гол. хоры. Мелодия, как правило, подчиняется силлабич. принципу; преобладает гаммообразное движение, лишь иногда усложнённое хроматизмами или украшенное мелизмами. В сарсуэлах Идальго есть речитативы с аккордовым сопровождением. Не вполне ясен вопрос об инструментовке С. В партитуре одной из С. (к-рая была найдена только в 1933 испан. исследователем X. Субирой), кроме вок. партий, выписан лишь инстр. бас. Известно, однако, что испан. театр. оркестр того времени обычно состоял из арф, скрипок и гитар; Корол. капелла, кроме того, располагала нек-рыми дух. инструментами: фаготами, chirimia (примитивная разновидность кларнета) и трубами. Среди др. авторов музыки С. 17-18 вв. - С. Дурон, А. Литерес, Р. де Ита, а также итальянцы, работавшие в Испании, - Г. Брунетти и Л. Боккерини. В 18 в. С., вытесненная итал. оперой, переживала период упадка; в 19 в. началось возрождение жанра. В 1856 в Мадриде был открыт спец. театр (действующий поныне) для постановок С., вслед за к-рым возникло множество других. Однако жанр С. в 19 в. претерпел значит. изменения. Из аристократич. спектакля, служившего для развлечения корол. двора, она, переняв мн. черты расцветшей в 18 в. тонадильи, превратилась в демократич. жанр, в к-ром широко используются испан. нар. мелодии и танцы. В 19 в. развитие С. протекало в двух направлениях: большая С. (zarzuela grande) в 2 и более актах и малая (gйnero chico) одноактная, обладавшая чертами водевиля. Одним из первых композиторов, обратившихся в это время к С., был Ф. Барбьери, автор 77 С, среди к-рых наиболее известны "Хлеб и быки" ("Pan y toros", 1864) и "Цирюльник из Лавапьеса" ("El barberillo de Lavapiйs", 1874). В сарсуэлах Барбьери оживают романтич. фигуры и пейзажи старого Мадрида в духе нек-рых полотен Ф. Гойи. Не меньшей популярностью пользовались сарсуэлы Э. Арриеты-и-Корера ("Marina", 1871). Музыка излюбленных С., таких как "La gran via" (название главной улицы в Мадриде, 1886) Ф. Чуэки, была известна самым широким слоям населения. Большой известности достигли сарсуэлы Т. Бретона "Празднество голубки" ("La verbena de la paloma", 1894), "Любовник из Теруэля" ("Los amantes de Teruel", 1889) и "Раскаяние" ("La dolores", 1895), к-рые исполнялись во мн. испаноязычных странах, в частности в Аргентине. С ним соперничает Р. Чапи-и-Лорете, создавший 155 С., в т.ч. знаменитую "Непокорённую" ("Revoltosa", 1897), о к-рой К. Сен-Санс писал, что сам Ж. Бизе был бы горд поставить подпись под этим произведением. К жанру С. обращался также И. Альбенис, создавший в 1894 С. "Св. Антоний Флоридский" ("San Antonio de la Florida"); 220 С. принадлежит M. Фернандесу Кабальеро. В 20 в. С. продолжает оставаться жанром, привлекательным как для композиторов, так и для слушателей. Двумя С. дебютировал выдающийся испан. комн. М. де Фалья. Свыше 140 С. принадлежит А. Вивесу; из них наиболее популярны "Цыгане" ("Los bohemios", 1920) и "Донья Франсискита" ("Dona Francisquita", 1923). Среди шедевров жанра, созданных в 20 в., - "Букет роз" ("La del manojo de rosas", 1934) П. Соросабаля и "Ветряная мельница" ("Molinos de viento") П. Лунаса. С нач. 17 в. до сер. 20 в. было поставлено ок. 15 000 С.

Литература: Hernando R., Prуlogo de la zarzuela, "Colegialas y soladados", Madrid, 1849; Soriano Fuertes M., Historie de la mъsica espaсola, v. 1-4, Madrid - Barcelona, 1855- 1859; Redrell P., Teatro lнrico-espaсol anterior al siglo XIX, v. 1-5, La Coruсa, 1897-98; Cotarelo y Mori E., Historia de la zarzuela, Madrid, 1934; Ursprung О., "Celos aun del tire matan", в кн.: Festschrift A. Schering, В., 1937; Chase G., The music of Spain, N. Y., (1941), (1959); Subira J., Historia de la mъsica teatral en Espaсa, Barcelona, 1945; Miсoz M., Historia de la zarzuela y del gйnero chico, Madrid, 1945; Mindlin R., Die Zarzuela, (Z., 1965); Rahlen K., Aus der Geschichte von Spaniens Oper und Zarzuela, "ЦMz", 1975, Jahrg. 30, No 4.

Т. С. Кюрегян

реклама

вам может быть интересно

Мадригальная комедия Музыкальные жанры
Трембита Музыкальные жанры

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Couru, pas couru (курю) Балет и танец
Зурна Музыкальные инструменты
Программа Термины и понятия
Хореография Балет и танец
Язычок Музыкальные инструменты
Инвенция Музыкальные жанры
Симфонизм Термины и понятия
Артикуляция Термины и понятия
Epaulement, эпольман Балет и танец
Декламация музыкальная Термины и понятия

Реклама