Цветной слух

Цветной слух, синопсия (нем. Farbenhoren, франц. audition coloree, англ. colour hearing), — исторически сложившееся определение зрительно-слуховых, гл. обр. внепредметных, "синестезий" ("соощущений"). Следует отличать их от навязчивых синестезий аномального характера. Синестезии ассоциативного происхождения, возникающие при создании и восприятии произв. иск-ва, присущи каждому индивидууму как норма. К ним относятся не столько собственно "соощущения", сколько межчувственные сопоставления на уровне представлений. Рассматривая синестезии не только как психологич., но и как эстетич. феномен, к Ц. с. следует отнести и стилевые аналогии применительно к разным видам иск-ва (живопись и музыка, музыка и архитектура и т. д.). Иск-во как форма художеств. коммуникации обращается прежде всего к синестезиям, обладающим определ. степенью общезначимости. Таковыми являются синестезии, представляющие собой естеств. ассоциации, к-рые возникают и закрепляются в процессе комплексного (полисенсорного) восприятия действительности людьми, живущими в одних географич., историч. и социальных условиях. Субъективно-произвольный характер имеют индивидуальные синестезии, отражающие случайные межсенсорные связи.

Ц. с. проявляется в таких выражениях речевого обихода, как "яркий", "матовый" звук, "кричащие" краски и т. п. В поэзии часто используются метафоры и эпитеты синестетич. содержания (напр., "звук литавр торжествующе-алый" у К. Д. Бальмонта). Наличие зрительно-слуховых синестезий лежит в основе изобразит. возможностей музыки. Наиболее распространённой формой Ц. с. применительно к восприятию и созданию музыки (Ц. с. в узком смысле) является наделение тембров (Р. Вагнер, В. В. Кандинский) и тональностей (Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, Б. В. Асафьев и др.) определ. цветовыми характеристиками, хотя их полная общность наблюдается лишь в "светлотных" оценках; так, инструменты в высоком регистре звучат "светлее", чем в низком. Так же по "светлоте" синестетически различаются и тональности - в соответствии с их ладовым признаком ("Мажор и минор. Свет и тень" - по Н. А. Римскому-Корсакову). Индивидуальные особенности самих цветовых характеристик наличествуют в той же мере, в какой различны лежащие в их основании эмоционально-смысловые и символич. оценки цветов и тембров (тональностей), сложившиеся в процессе воспитания и творч. практики каждого музыканта. Синестетич. параллели можно указать и для др. элементов муз. языка: громкость - яркость или удалённость, сдвиг по регистру - изменение "светлоты" или размера, мелос - пластика и графич. развитие, темп - скорость движения и трансформации визуальных образов и т. д.

Изучение Ц. с. в значит. мере стимулируется экспериментами в области светомузыки и т. н. муз. графики (визуальная фиксация в живописи впечатлений от музыки). Исследования Ц. с. проводились как в СССР, напр. в Гос. академии художеств. наук (ГАХН), Моск. гос. ун-те, Всесоюзном н.-и. ин-те театра, музыки и кино (Ленинград), Ин-те мозга им. В. М. Бехтерева (И. Д. Ермаков, Е. А. Мальцева, В. Г. Каратыгин, С. А. Дианин, В. И. Кауфман, В. В. Анисимов, С. М. Эйзенштейн), так и за рубежом (А. Бине, В. Сегален, Г. Аншюц, А. Веллек, Т. Карвоский). В связи с изучением Ц. с. студенческое конструкторское бюро "Прометей" (Казань) в кон. 1960-х гг. осуществило анкетный опрос всех членов творч. союзов СССР. Планомерные исследования Ц. с. ведутся в ун-те г. Сегед (Венгрия), Ин-те муз графики в Вене.

Литература: Бине А., Вопрос о цветном слухе, M., 1894; Слепцов-Теряевский О. H. (Баженов H. H.), Синэстезический способ изучения аккордов, P., 1915; Галеев Б. M., Цветной слух и эффект светозвука, в сб.: Доклады VI Всесоюзной акустической конференции..., M., 1968; его же, Проблема синэстезии в искусстве, в сб.: Искусство светящихся звуков, Казань, 1973; Ванечкина И. Л., Некоторые итоги анкетного опроса, в сб.: Доклады VI Всесоюзной акустической конференции, M., 1968; её же, Советские музыканты и светомузыка, в сб.: Искусство светящихся звуков, Казань, 1973; Назайкинский Е., О психологии музыкального восприятия, M., 1972; Галеев Б. M., Сайфуллин R. P., Светомузыкальные устройства, M., 1978; Светомузыкальные эксперименты СКВ "Прометей". Библиографический указатель (1962-1978), Казань, 1979; Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка" (тезисы докладов), Казань, 1979.

Б. M. Галеев

реклама

вам может быть интересно

Кеманча Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реквием Музыкальные жанры
Котильон Музыкальные жанры
Автентическая каденция Термины и понятия
Revoltade, револьтад Балет и танец
Галантный стиль Течения в искусстве
Квинтовый круг Термины и понятия
Распев Церковная музыка
Литовский балет Балет и танец
Сарсуэла Музыкальные жанры
Чакона Музыкальные жанры

Реклама



Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 6518
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть