Феликс Вейнгартнер

Felix Weingartner

Феликс Вейнгартнер / Felix Weingartner

Феликс Вейнгартнер — один из величайших дирижеров мира — занимает особое место в истории дирижерского искусства. Начав артистическую деятельность в ту пору, когда еще жили и творили Вагнер и Брамс, Лист и Бюлов, Вейнгартнер завершил свой путь уже в середине нашего века. Таким образом, этот артист стал как бы связующим звеном между старой дирижерской школой XIX века и современным дирижерским искусством.

Вейнгартнер происходит из Далмации, он родился в городке Задар, на побережье Адриатики, в семье почтового служащего. Отец умер, когда Феликс был еще ребенком, и семья переехала в Грац. Здесь будущий дирижер начал учиться музыке под руководством матери. В 1881—1883 годах Вейнгартнер — студент Лейпцигской консерватории по классам композиции и дирижирования. Среди его педагогов — К. Рейнеке, С. Ядассон, О. Пауль. В студенческие годы впервые проявился дирижерский талант молодого музыканта: в ученическом концерте он блестяще провел на память Вторую симфонию Бетховена. Это, впрочем, принесло ему лишь порицание Рейнеке, которому не понравилась такая самоуверенность ученика.

В 1883 году состоялся уже самостоятельный дебют Вейнгартнера в Кенигсберге, а через год в Веймаре была поставлена его опера «Шакунтала». Сам автор провел здесь несколько лет, став учеником и другом Листа. Последний рекомендовал его ассистентом к Бюлову, но сотрудничество их продолжалось недолго: Вейнгартнеру были не по душе вольности, которые допускал Бюлов в своей трактовке классики, и он не стесняясь заявлял ему об этом.

После нескольких лет работы в Данциге (Гданьск), Гамбурге, Мангейме Вейнгартнер уже в 1891 году был назначен первым дирижером королевской оперы и симфонических концертов в Берлине, где он закрепил свою репутацию одного из ведущих немецких дирижеров.

А с 1908 года центром деятельности Вейнгартнера становится Вена, где он сменил Г. Малера на посту руководителя оперы и оркестра филармонии. Этот период знаменует собой и начало мировой известности артиста. Он много гастролирует во всех странах Европы, особенно в Англии, в 1905 году впервые пересекает океан, а позже, в 1927 году, выступает в СССР.

Работая в Гамбурге (1911—1914), Дармштадте (1914—1919), артист не порывает с Веной и вновь возвращается сюда в качестве директора Народной оперы и дирижера Венской филармонии (до 1927 года). Затем он поселился в Базеле, где дирижировал оркестром, занимался композицией, вел класс дирижирования в консерватории, окруженный почетом и уважением.

Казалось, что престарелый маэстро уже не вернется к активной артистической деятельности. Но в 1935 году, после того как Клеменс Краус уехал из Вены, семидесятидвухлетний музыкант снова возглавил Государственную оперу, выступил и на Зальцбургском фестивале. Однако ненадолго: разногласия с музыкантами вскоре заставили его окончательно уйти в отставку. Правда, и после этого Вейнгартнер еще нашел в себе силы предпринять большую концертную поездку по Дальнему Востоку. И лишь затем он окончательно поселился в Швейцарии, где и умер.

Слава Вейнгартнера основывалась прежде всего на его интерпретации симфоний Бетховена и других композиторов-классиков. Монументальность его концепций стройность форм и динамическая сила его трактовок производили огромное впечатление на слушателей. Один из критиков писал: «Вейнгартнер — классицист по темпераменту и школе, и в классической литературе он чувствует себя лучше всего. Чувствительность, сдержанность и зрелый интеллект сообщают его исполнению впечатляющее благородство, и часто говорят, что величественная грандиозность его Бетховена недостижима ни для одного другого дирижера нашего времени. Вейнгартнер способен утверждать классическую линию музыкального произведения рукой, всегда сохраняющей твердость и уверенность, он способен сделать слышимыми самые тонкие гармонические сочетания и самые хрупкие контрасты. Но, быть может, самое замечательное качество Вейнгартнера — это его необычайный дар видеть произведение как целое; он обладает инстинктивным ощущением архитектоники».

В справедливости этих слов могут убедиться любители музыки. Несмотря на то, что расцвет артистической деятельности Вейнгартнера приходится на годы, когда техника звукозаписи еще была весьма несовершенной, в его наследие входит довольно значительное число записей. Сохранились для потомков глубокие прочтения всех симфоний Бетховена, большинство симфонических произведений Листа, Брамса, Гайдна, Мендельсона, а также вальсов И. Штрауса. Вейнгартнер оставил много литературно-музыкальных работ, содержащих ценнейшие мысли о дирижерском искусстве и интерпретации отдельных сочинений.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Пьер Монтё Дирижёры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

02.06.1863

Дата смерти

07.05.1942

Профессия

композитор, дирижёр

Страна

Австрия

просмотры: 3672
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть