Сигнальная музыка

Сигнальная музыка - музыка прикладного назначения, с глубокой древности применяющаяся в вооружённых силах и в гражданском быту. Включает военные, охотничьи, пионерские и спортивные сигналы для трубы (горна) и барабанные бои, фанфарные приветственные и оповещающие сигналы парламентёров, герольдов, глашатаев, С. м. народных празднеств и междунар. официального церемониала. На ранней стадии развития вооруж. сил С. м. становится одним из важных средств, регламентирующих подготовку, боевые действия и быт войск. Рус. летописи и иллюстрирующие их миниатюры свидетельствуют о существовании сигнальных инструментов в Др. Руси начиная с 10 в. Широкое распространение в ту пору получили рога, прямые трубы, бубны (барабаны) и накры (литавры). Эти инструменты имелись в каждом более или менее крупном отряде войск и использовались как боевые сигнальные инструменты. Они служили надёжным средством оповещения, связи и управления войсками во время боевых действий. Сигнал к началу боя или штурма крепости обычно подавался громким звучанием всех воен. сигнальных инструментов. Подобным же образом объявлялся отбой, сбор воинов после битвы, приказ изменить направление движения. Во время боя, особенно в 17-18 вв., применялся барабанный бой. Сигнальные инструменты нашли применение и в муз. оформлении таких воинских ритуалов, как заря, развод караулов, встреча послов, захоронение убитых воинов. В 17 в. сигнальные инструменты были значительно усовершенствованы. Трубы стали делать в несколько оборотов, барабаны приобрели цилиндрич. форму и, в отличие от прежних, стали снабжаться не одной, а двумя мембранами, литавры стали изготовлять из меди или серебра и разукрашивать. С 18 в. в войсках появился пехотный рожок. После образования рус. регулярной армии и введения первых воинских уставов сигнальная музыка становится одной из войсковых служб. По мере развития вооруж. сил начали складываться и воен. сигналы, отражавшие специфику ведения боевых действий и службы каждого рода войск. Это определило и характер использования сигнальных инструментов. Так, трубы, обладавшие сильным звучанием и наибольшим диапазоном натуральных звуков, нашли применение в кавалерии и артиллерии, где все действия в учении и бою осуществлялись с помощью звуковой сигнализации, рожки - в пехоте и во флоте, флейты и барабаны - в пехоте, литавры - в кавалерии. С. м. сохранила своё значение и тогда, когда достигла значит. развития военная музыка, появились штатные военные оркестры, приданные воинским частям и соединениям. Нек-рые сигнальные инструменты (трубы, рожки) приобрели значение реликвий и приравнивались к высшим боевым наградам воинских частей. Первое такое награждение состоялось в 1737, когда один из батальонов лейб-гвардии Измайловского полка, отличившегося в боях при взятии крепости Очаков, был награждён серебряной сигнальной трубой. С тех пор за особые боевые заслуги полки рус. армии стали награждаться серебряными и георгиевскими серебряными трубами и рожками. Эти инструменты хранились наравне с полковыми знамёнами и штандартами, а сигналы на них подавались лишь в особо торжественных случаях.

После Великой Окт. социалистич. революции С. м. продолжала широко применяться как в армии, так и в гражданском быту. В связи с коренным изменением способов и средств ведения боевых действий нек-рые воен. сигналы утратили своё значение в армии (напр., кавалерийские и артиллерийские). Однако в целом сигналы в армии и во флоте остаются одним из средств оповещения и управления войсками, способствуют точному выполнению распорядка дня, достижению слаженности и чёткости действий подразделений в бою, на марше, манёврах, стрельбищах, в учебной практике. Исполнение С. м. на трубах, фанфарах и барабанах при проведении воинских ритуалов придаёт им особую торжественность и праздничность. В сухопутных войсках Сов. Армии используются труба в строе C, фанфара в строе Es и ротный барабан, во флоте - горн в строе В. С. м. нашла применение в обиходе пионерских организаций, где она исполняется на торжественных линейках, сборах, в походах и пр., а также при проведении спортивных мероприятий (Олимпийские игры, спартакиады, чемпионаты, соревнования, художеств. выступления), в художеств. и учебных кинофильмах. К области С. м. относятся и пастушеские, почтовые, ж.-д. сигналы. Интонации С. м. лежат в основе мн. героических и пасторальных муз. тем; особенно важную роль она сыграла при формировании жанра строевого воен. марша.

Литература: Одоевский В. Ф., Опыт о музыкальном языке, или телеграфе..., СПБ, 1833; Altenburg J. E., Versuch einer Anleitung zur heroisch-musikalischen Trompeter- und Pauker-Kunst, Halle, 1795.

X. M. Хаханян

реклама

вам может быть интересно

Французский балет Балет и танец
Соноризм Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Forte, форте Термины и понятия
Выворотность Балет и танец
Хроматизм Термины и понятия
Канадская музыка Национальные культуры
Тетрахорд Термины и понятия
Опера комик Опера, вокал, пение
Попевка Церковная музыка
Agnus dei, агнус деи Церковная музыка
Pas de ciseaux, па де сизо Балет и танец
Сонатно-циклическая форма Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 4848
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть