Дуэтный танец (дуэт)

Парный танец танцовщика и танцовщицы. Может быть частью спектакля или самостоятельным номером. В начале развития балетного искусства любой парный танец назывался pas de deux. Ок. сер. 19 в. pas de deux принимает более определённую пятичастную танцевальную форму. Д. т. входит в неё в качестве составной части. Муз. форма Д. т. в большинстве случаев adagio.

Д. т. часто используются в балетах классич. наследия: лирические - Одетта и Зигфрид (балетм. Л. И. Иванов), героические - "Пламя Парижа" (балетм. В. И. Вайнонен), празднично-бравурные "Дон Кихот" (балетм. А. А. Горский). Не всякое общение на сцене танцовщика и танцовщицы является Д. т. Дуэт двух танцовщиц или двух танцовщиков может представлять собой "танцевальный диалог" или сцену-дуэт - Марии и Заремы (балетм. Р. В. Захаров) или Отелло и Яго (балетм. В. М. Чабукиани).

Д. т. получил развитие в 18-19 вв. в спектаклях Ж. Доберваля, Ш. Дидло, Ж. Перро, Авг. Бурнонвиля. Д. т. этих балетмейстеров строились преимущественно на партерных поддержках и танц. комбинациях (дуэты Рыбака и Невесты в балете Бурнонвиля "Неаполь, или Рыбак и его невеста"). Яркий, технически сложный Д. т. получил наибольшее развитие в балетах М. И. Петипа, Л. И. Иванова, А. А. Горского. Постепенно техника и драматургич. построение Д. т. развивались и усложнялись, появились воздушные поддержки, гимнастические и акробатические элементы, ставшие составной частью Д. т.

Особенно большое развитие получил Д. т. в творчестве сов. балетмейстеров, внёсших в него много новых элементов, обогативших хореографич. пластику. Дуэты, созданные для концертных программ Г. Я. Голейзовский, Л. В. Якобсоном, Мессерером и др., выразительны, пронизаны поэзией, обладают красотой пластич. рисунка ("Скрябиниана", балетм. Голейзовский, "Охотник и птица" на муз. Грига, балетм. Якобсон, "Весенние воды" на муз. Рахманинова и "Мелодия" на муз. Глюка, балетм. Мессерер). Широкое развитие получил Д. т. в творчестве Ю. Н. Григоровича. В его "Ромео и Джульетте" пять дуэтов главных героев раскрывают всю историю их взаимоотношений.

Обучение технике поддержки в Д. т. входит в программы хореографич. училищ в качестве обязательной специальной дисциплины для учеников старших классов.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Английская музыка Национальные культуры
Юбиляция Церковная музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Жюри Термины и понятия
Флюгельгорн Музыкальные инструменты
Барыня Музыкальные жанры
Струнный оркестр Термины и понятия
Лирическая опера Опера, вокал, пение
Маски Музыкальные жанры
Этюд Музыкальные жанры

Реклама

Категории словаря

балет и танец

просмотры: 6033
добавлено: 23.04.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть