Фестиваль симфонических оркестров мира

Festival of the World's Symphony Orchestras

Фестиваль симфонических оркестров мира в Москве

Фестиваль симфонических оркестров мира, впервые прошедший в Москве в 2006 году, сегодня с полным правом можно назвать не только неотъемлемой частью музыкальной жизни столицы, но и той ее важной составляющей, без которой культурный облик крупного современного мегаполиса, однозначно, не был бы самодостаточным. Даже не верится, что еще семь лет назад этого фестиваля у Москвы просто не было, ведь сегодня представить Первопрестольную без него уже невозможно! Сей интернациональный «симфонический форум» давно стал заметным явлением в отечественной музыкальной жизни, но его актуальная значимость и «духовная» востребованность обусловлены не только этим…

Делом в том, что Фестиваль симфонических оркестров мира приурочен ко Дню России 12 июня и по установленной традиции проходит почти под занавес театрально-концертного сезона в первую декаду первого месяца лета: на практике это обычно 6 – 8 концертов, сосредоточенных в промежутке с 1-го по 12 июня. В силу неизбежной вариативности ежегодного планирования программ и составов участников, последний день фестиваля может и не приходиться на сам праздник: главное, что фестиваль открывается в преддверии Дня России и посвящен Дню России. А раз так, то и всеобъемлющая поддержка фестиваля осуществляется на высоком федеральном уровне – и если бы этот симфонический смотр мы попытались вписать в шкалу государственных приоритетов в области музыкальной культуры, то он, несомненно, сразу же попал бы в разряд «особо важных».

Всё это, конечно же, внушает уверенный оптимизм, что будущее фестиваля как российского национального бренда надежно застраховано. Главная же его «идеологическая» изюминка заключена в том, что «голоса» выступающих на нем зарубежных и отечественных оркестров, сливаясь в единую «фестивальную симфонию», каждый раз по отношению к главному российскому национальному празднику, несомненно, вызывают и широкий международный резонанс. Если говорить, к примеру, о Западной Европе, то для этой части света фестивали с участием симфонических коллективов из разных стран – явление само по себе не новое, вполне привычное. Однако то, что в начале второй половины первого десятилетия XXI века подобная традиция укоренилась и на российской почве, – опыт поистине уникальный, не имевший до этого аналогов в отечественной практике.

Сама же фестивальная идея – «фирменное» know-how Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров (АСКОР), которую с момента учреждения и по настоящее время бессменно возглавляет ее директор – художественный руководитель Лолита Сильвиан. Образованная 20 марта 2005 года в Санкт-Петербурге, уже через год Ассоциация во весь голос заявила о себе проведением грандиозного Первого фестиваля. Причем, для «пробы организационного пера» старт был взят невероятно высокий: в 2006 году в Москву приехали Израильский филармонический оркестр с Зубином Метой, итальянский Симфонический оркестр Артуро Тосканини с Лорином Маазелем, лондонский Оркестр «Академия Святого Мартина в Полях» с Клаусом Петером Флором и Филармонический оркестр Радио Франции с Мюнг-Вун Чунгом.

На следующий год – 2007-й – список звездных дирижерских имен возглавили Риккардо Мути, вставший за пульт Национального оркестра Франции, и Антонио Паппано с римским Оркестром Национальной академии «Санта-Чечилия». Через год – в 2008-м – эта роль была уготована еще одному итальянцу, знаменитому маэстро Даниэле Гатти, приехавшему с лондонским Королевским филармоническим оркестром. В тот же год абсолютный фурор высочайшим качеством своей игры произвел Симфонический оркестр Шведского радио во главе с маэстро Лейфом Сегерстамом. Тогда же в исполнении Объединенного Российского симфонического оркестра (ОРСО), укомплектованного лучшими музыкантами отечественных региональных оркестров, под руководством маэстро Валерия Гергиева прозвучала мировая премьера Шестой симфонии Алексея Рыбникова – и в истории фестиваля эта акция стала поистине уникальной! В эти годы в рамках фестиваля мы услышали также еще два весьма интересных зарубежных коллектива: в 2007-м – Дрезденский филармонический оркестр под управлением маэстро Рафаэля Фрюбека де Бургоса, в 2008-м – Бамбергский симфонический оркестр с маэстро Джонатаном Ноттом.

Наиболее яркими событиями Четвертого фестиваля (2009) стали выступления Национального оркестра Капитолия Тулузы с маэстро Туганом Сохиевым и Будапештского фестивального оркестра с маэстро Иваном Фишером, причем, в тот год мы также услышали и Симфонический оркестр Западногерманского радио (дирижер – Семён Бычков). А самым экзотическим из всех состоявшихся фестивалей выдался, пожалуй, Пятый (2010), представивший азиатское симфоническое направление. В тот год в Москву приехали Президентский симфонический оркестр Турции (дирижер – Джем Мансур), Сеульский филармонический оркестр (дирижер – Мюнг-Вун Чунг), Национальный симфонический оркестр Китая (дирижер – Мишель Плассон), а также Симфонический оркестр Индии (дирижер – Александр Анисимов).

Шестой фестиваль устремил свои взоры к Восточной Европе – и мы стали свидетелями музыкальной эстафеты, в которой приняли участие бухарестский Филармонический оркестр имени Джордже Энеску (дирижер – Хория Андрееску), Чешский филармонический оркестр (дирижер – Пинхас Штейнберг) и польский Оркестр «Sinfonia Varsovia» (дирижер – Кшиштоф Пендерецкий). Наконец, Седьмой фестиваль привез в Москву оркестры, представившие два американских континента, включая «акваторию» между ними: Хьюстонский симфонический оркестр (дирижер – Ханс Граф), Филармонический оркестр Боготы (дирижер – Энрике Димекке) и Национальный симфонический оркестр Кубы (дирижер – Энрике Перес Меса).

За годы существования фестиваля в нем приняли участие четыре московских коллектива и один санкт-петербургский: Российский национальный оркестр (дирижеры – Михаил Плетнев и Михаил Татарников), Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (дирижер – Александр Сладковский), Национальный филармонический оркестр России (дирижер – Владимир Спиваков), Академический симфонический оркестр Московской филармонии (дирижер – Юрий Симонов) и Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-петербургской филармонии (дирижер – Юрий Темирканов). В разные годы региональную симфоническую панораму России на фестивале представляли Новосибирский академический симфонический оркестр (дирижер – Арнольд Кац), Уральский академический филармонический оркестр (дирижер – Дмитрий Лисс), Ростовский академический симфонический оркестр (дирижер – Юрий Ткаченко), Омский академический симфонический оркестр (дирижер – Дмитрий Васильев), Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан (дирижер – Гинтарас Ринкявичус), Объединенный симфонический оркестр Саратова (Оркестр Саратовского академического театра оперы и балета с добавлением музыкантов Академического симфонического оркестра Саратовской областной филармонии, дирижер – Юрий Кочнев), Ярославский академический симфонический оркестр (дирижер – Мурад Аннамамедов).

Первоначально организаторами четко декларировалось, что фестивальные программы должны включать в себя чисто симфонические произведения, то есть без участия солистов (инструменталистов или певцов), а также хоровых коллективов – и в первые годы это, в принципе, соблюдалось. Однако постепенно, от фестиваля к фестивалю, от этого не вызывающего сомнение постулата стал наблюдаться всё более заметный откат, так что абсолютно чистый симфонизм краеугольным принципом и незыблемым условием составления фестивальных программ сегодня уже не является. Понятно, что фестиваль не стоит на месте и год от года находится в постоянном творческом поиске, а отступление от некогда провозглашенной генеральной линии каждый раз оказывается продиктованным новыми идеями, привносимыми в него в тот или иной год.

Это стремление и к необычному, порой, репертуару (радикально современному или «экзотически неевропейскому»), и к идее благотворительного поощрительного участия в концертах фестиваля молодых исполнителей-солистов, и к освещению в фестивальных программах неисчерпаемой тематики музыкальной истории России, которая явно заключает в себе аспект нравственно-патриотического воспитания и обращена к величию собственных национально-культурных корней. Всё это замечательно и прекрасно, но это, тем не менее, всего лишь бонусы к основному фестивальному содержанию, пусть и несомненно важные по целому ряду объективных показателей. Но в любом случае, несмотря на некую «программную непоследовательность» прошедшей «семилетки», самой фестивальной идее подобного рода, несомненно, можно лишь только импонировать, ведь она всегда дарит слушателям искреннюю радость погружения в многоцветие «мировой оркестровой симфонии». А это – самое главное!

И как бы то ни было, всегда остается одна важная, незыблемая и весьма располагающая к фестивалю особенность: это место его проведения, Колонный зал Дома Союзов. Благодаря Фестивалю симфонических оркестров мира столичным меломанам хотя бы раз в год возвращается отнятая у них роскошная концертная площадка с царственным интерьером и великолепной акустикой, которая всё основное время используется в последние годы явно «не по назначению». Именно в силу этого симфоническая музыка в стенах бывшего дворянского Благородного собрания Москвы, исполняемая оркестрами со всего мира, – это всегда праздник… Тот самый праздник, который всегда с тобой и который целый год от фестиваля к фестивалю продолжает жить в твоей душе в ожидании нового праздника...

реклама

вам может быть интересно

Опера Монпелье Театры и залы

Публикации

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Город

Москва

Год основания

2006

Тип

фестивали, конкурсы, премии

Автор

Игорь Корябин

просмотры: 4750
добавлено: 18.07.2012



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть