Фестиваль симфонических оркестров мира

Festival of the World's Symphony Orchestras

Фестиваль симфонических оркестров мира в Москве

Фестиваль симфонических оркестров мира, впервые прошедший в Москве в 2006 году, сегодня с полным правом можно назвать не только неотъемлемой частью музыкальной жизни столицы, но и той ее важной составляющей, без которой культурный облик крупного современного мегаполиса, однозначно, не был бы самодостаточным. Даже не верится, что еще семь лет назад этого фестиваля у Москвы просто не было, ведь сегодня представить Первопрестольную без него уже невозможно! Сей интернациональный «симфонический форум» давно стал заметным явлением в отечественной музыкальной жизни, но его актуальная значимость и «духовная» востребованность обусловлены не только этим…

Делом в том, что Фестиваль симфонических оркестров мира приурочен ко Дню России 12 июня и по установленной традиции проходит почти под занавес театрально-концертного сезона в первую декаду первого месяца лета: на практике это обычно 6 – 8 концертов, сосредоточенных в промежутке с 1-го по 12 июня. В силу неизбежной вариативности ежегодного планирования программ и составов участников, последний день фестиваля может и не приходиться на сам праздник: главное, что фестиваль открывается в преддверии Дня России и посвящен Дню России. А раз так, то и всеобъемлющая поддержка фестиваля осуществляется на высоком федеральном уровне – и если бы этот симфонический смотр мы попытались вписать в шкалу государственных приоритетов в области музыкальной культуры, то он, несомненно, сразу же попал бы в разряд «особо важных».

Всё это, конечно же, внушает уверенный оптимизм, что будущее фестиваля как российского национального бренда надежно застраховано. Главная же его «идеологическая» изюминка заключена в том, что «голоса» выступающих на нем зарубежных и отечественных оркестров, сливаясь в единую «фестивальную симфонию», каждый раз по отношению к главному российскому национальному празднику, несомненно, вызывают и широкий международный резонанс. Если говорить, к примеру, о Западной Европе, то для этой части света фестивали с участием симфонических коллективов из разных стран – явление само по себе не новое, вполне привычное. Однако то, что в начале второй половины первого десятилетия XXI века подобная традиция укоренилась и на российской почве, – опыт поистине уникальный, не имевший до этого аналогов в отечественной практике.

Сама же фестивальная идея – «фирменное» know-how Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров (АСКОР), которую с момента учреждения и по настоящее время бессменно возглавляет ее директор – художественный руководитель Лолита Сильвиан. Образованная 20 марта 2005 года в Санкт-Петербурге, уже через год Ассоциация во весь голос заявила о себе проведением грандиозного Первого фестиваля. Причем, для «пробы организационного пера» старт был взят невероятно высокий: в 2006 году в Москву приехали Израильский филармонический оркестр с Зубином Метой, итальянский Симфонический оркестр Артуро Тосканини с Лорином Маазелем, лондонский Оркестр «Академия Святого Мартина в Полях» с Клаусом Петером Флором и Филармонический оркестр Радио Франции с Мюнг-Вун Чунгом.

На следующий год – 2007-й – список звездных дирижерских имен возглавили Риккардо Мути, вставший за пульт Национального оркестра Франции, и Антонио Паппано с римским Оркестром Национальной академии «Санта-Чечилия». Через год – в 2008-м – эта роль была уготована еще одному итальянцу, знаменитому маэстро Даниэле Гатти, приехавшему с лондонским Королевским филармоническим оркестром. В тот же год абсолютный фурор высочайшим качеством своей игры произвел Симфонический оркестр Шведского радио во главе с маэстро Лейфом Сегерстамом. Тогда же в исполнении Объединенного Российского симфонического оркестра (ОРСО), укомплектованного лучшими музыкантами отечественных региональных оркестров, под руководством маэстро Валерия Гергиева прозвучала мировая премьера Шестой симфонии Алексея Рыбникова – и в истории фестиваля эта акция стала поистине уникальной! В эти годы в рамках фестиваля мы услышали также еще два весьма интересных зарубежных коллектива: в 2007-м – Дрезденский филармонический оркестр под управлением маэстро Рафаэля Фрюбека де Бургоса, в 2008-м – Бамбергский симфонический оркестр с маэстро Джонатаном Ноттом.

Наиболее яркими событиями Четвертого фестиваля (2009) стали выступления Национального оркестра Капитолия Тулузы с маэстро Туганом Сохиевым и Будапештского фестивального оркестра с маэстро Иваном Фишером, причем, в тот год мы также услышали и Симфонический оркестр Западногерманского радио (дирижер – Семён Бычков). А самым экзотическим из всех состоявшихся фестивалей выдался, пожалуй, Пятый (2010), представивший азиатское симфоническое направление. В тот год в Москву приехали Президентский симфонический оркестр Турции (дирижер – Джем Мансур), Сеульский филармонический оркестр (дирижер – Мюнг-Вун Чунг), Национальный симфонический оркестр Китая (дирижер – Мишель Плассон), а также Симфонический оркестр Индии (дирижер – Александр Анисимов).

Шестой фестиваль устремил свои взоры к Восточной Европе – и мы стали свидетелями музыкальной эстафеты, в которой приняли участие бухарестский Филармонический оркестр имени Джордже Энеску (дирижер – Хория Андрееску), Чешский филармонический оркестр (дирижер – Пинхас Штейнберг) и польский Оркестр «Sinfonia Varsovia» (дирижер – Кшиштоф Пендерецкий). Наконец, Седьмой фестиваль привез в Москву оркестры, представившие два американских континента, включая «акваторию» между ними: Хьюстонский симфонический оркестр (дирижер – Ханс Граф), Филармонический оркестр Боготы (дирижер – Энрике Димекке) и Национальный симфонический оркестр Кубы (дирижер – Энрике Перес Меса).

За годы существования фестиваля в нем приняли участие четыре московских коллектива и один санкт-петербургский: Российский национальный оркестр (дирижеры – Михаил Плетнев и Михаил Татарников), Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (дирижер – Александр Сладковский), Национальный филармонический оркестр России (дирижер – Владимир Спиваков), Академический симфонический оркестр Московской филармонии (дирижер – Юрий Симонов) и Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-петербургской филармонии (дирижер – Юрий Темирканов). В разные годы региональную симфоническую панораму России на фестивале представляли Новосибирский академический симфонический оркестр (дирижер – Арнольд Кац), Уральский академический филармонический оркестр (дирижер – Дмитрий Лисс), Ростовский академический симфонический оркестр (дирижер – Юрий Ткаченко), Омский академический симфонический оркестр (дирижер – Дмитрий Васильев), Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан (дирижер – Гинтарас Ринкявичус), Объединенный симфонический оркестр Саратова (Оркестр Саратовского академического театра оперы и балета с добавлением музыкантов Академического симфонического оркестра Саратовской областной филармонии, дирижер – Юрий Кочнев), Ярославский академический симфонический оркестр (дирижер – Мурад Аннамамедов).

Первоначально организаторами четко декларировалось, что фестивальные программы должны включать в себя чисто симфонические произведения, то есть без участия солистов (инструменталистов или певцов), а также хоровых коллективов – и в первые годы это, в принципе, соблюдалось. Однако постепенно, от фестиваля к фестивалю, от этого не вызывающего сомнение постулата стал наблюдаться всё более заметный откат, так что абсолютно чистый симфонизм краеугольным принципом и незыблемым условием составления фестивальных программ сегодня уже не является. Понятно, что фестиваль не стоит на месте и год от года находится в постоянном творческом поиске, а отступление от некогда провозглашенной генеральной линии каждый раз оказывается продиктованным новыми идеями, привносимыми в него в тот или иной год.

Это стремление и к необычному, порой, репертуару (радикально современному или «экзотически неевропейскому»), и к идее благотворительного поощрительного участия в концертах фестиваля молодых исполнителей-солистов, и к освещению в фестивальных программах неисчерпаемой тематики музыкальной истории России, которая явно заключает в себе аспект нравственно-патриотического воспитания и обращена к величию собственных национально-культурных корней. Всё это замечательно и прекрасно, но это, тем не менее, всего лишь бонусы к основному фестивальному содержанию, пусть и несомненно важные по целому ряду объективных показателей. Но в любом случае, несмотря на некую «программную непоследовательность» прошедшей «семилетки», самой фестивальной идее подобного рода, несомненно, можно лишь только импонировать, ведь она всегда дарит слушателям искреннюю радость погружения в многоцветие «мировой оркестровой симфонии». А это – самое главное!

И как бы то ни было, всегда остается одна важная, незыблемая и весьма располагающая к фестивалю особенность: это место его проведения, Колонный зал Дома Союзов. Благодаря Фестивалю симфонических оркестров мира столичным меломанам хотя бы раз в год возвращается отнятая у них роскошная концертная площадка с царственным интерьером и великолепной акустикой, которая всё основное время используется в последние годы явно «не по назначению». Именно в силу этого симфоническая музыка в стенах бывшего дворянского Благородного собрания Москвы, исполняемая оркестрами со всего мира, – это всегда праздник… Тот самый праздник, который всегда с тобой и который целый год от фестиваля к фестивалю продолжает жить в твоей душе в ожидании нового праздника...

реклама

вам может быть интересно

Фестиваль «Болдинская осень» Фестивали, конкурсы, премии

Публикации

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Город

Москва

Год основания

2006

Тип

фестивали, конкурсы, премии

Автор

Игорь Корябин

просмотры: 5103
добавлено: 18.07.2012



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть