«Опера комик»

Opéra-Comique

Опера Комик (Opéra-Comique)

«Опера комик» (фр. Opéra-Comique; полное название Национальный театр комической оперы, фр. Théâtre national de l’Opéra-Comique) не является старейшим оперным театром Парижа, но это тот театр, который наиболее тесным образом был связан с повседневной жизнью города. Он был создан из желания парижан иметь помещение, в котором исполнялись бы произведения, которые уже задолго до этого ставились на импровизированных подмостках на улицах и площадях, особенно во время ярмарок. Это были, главным образом, комедии и фарсы, часто пародировавшие «высокие» концерты, то есть стиль музицирования парижской аристократии. К XVII столетию сложилось так, что король и его окружение сами посещали такие представления на площадях. Именно здесь берёт своё начало жанр vaudeville (фр. — водевиль).

В 1642 году Мазарини, будучи регентом юного короля Людовика XIV, выписал из Италии (со своей родины) театральную труппу, деятельность которой вскоре стала существенным элементом парижской жизни и которая познакомила парижан с итальянской комедией. Люлли (не забудем, что тоже итальянец по происхождению) также был приглашён в Париж, но служил у короля. Он писал балеты для двора и сотрудничал с Мольером. Постепенно влияние ярмарки стало ощущаться и в представлениях, которые давались при дворе, и vice versa.

Собственно название театра «Опера комик» впервые появилось на Сен-Жерменской ярмарке в Париже в 1715 году. Здесь давались драматические представления с музыкальными номерами. В 1745 году театр был закрыт. В 1752 году он вновь открылся. В 1762 труппа «Опера комик» получила своё первое постоянное помещение, которое, как вскоре стало очевидно, было для театра мало. В 1783 году на месте теперешнего здания «Опера комик» был построен театр, который в 1838 году сгорел. Новое здание на том же месте было построено в 1840 году, но и оно не сохранилось (его уничтожил пожар 1887 года). То здание, которое мы знаем теперь, было сооружено в 1898 году.

На сцене «Опера комик» впервые увидели свет рампы такие оперные шедевры, как «Белая дама» Буальдьё (1825), «Фра-Дьяволо» Обера (1830), «Кармен» (1875), «Сказки Гофмана» Оффенбаха (1881), «Лакме» (1883), «Манон» (1884), «Луиза» Г. Шарпантье (1900), «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (1902), «Испанский час» Равеля (1911), «Человеческий голос» Пуленка (1959). Среди руководителей и дирижеров Мессаже, Дезормьер, Клюитенс.

А. Майкапар


Театр комической оперы («Theatre de l`Opera-Comique»), — франц. муз. т-р. Осн. в 1715 в Париже на Сен-Жерменской ярмарке как временный т-р (здесь впервые давались драматич. представления с муз. номерами), в 1745 был закрыт. Вновь открыт в 1752, а в 1762 слит с т-ром «Комеди Итальенн»; с 1783 назывался т-р «Фавар». В 1801, объединившись с т-ром «Фейдо», получил наименование «Опера Комик». С 1806 т-р стал государственным. Совр. здание построено в 1898 (арх. Л. С. Бернье). На сцене т-ра шли фарсы, комедии, водевили, пьесы с музыкой, комические оперы. В период Великой франц. революции в репертуаре были «оперы спасения» Л. Керубини, Э. Мегюля, Н. Далейрака, А. Э. М. Гретри, Ф. А. Филидора.

В 19 в. т-р стал крупным центром нац. оперного иск-ва. В 1-й трети 19 в. ставились произв. А. Буальдьё («Жан Парижский», 1812; «Белая дама», 1825), Ф. Обера («Фра-Дьяволо», 1830), Ф. Герольда («Цампа, или Мраморная невеста», 1831) и др.; в 1846 состоялось исполнение драматич. легенды Г.Берлиоза «Осуждение Фауста». Событием в истории т-ра явилась первая пост. оперы Ж. Бизе «Кармен» (1875). В «Опера Комик» обрели сценич. жизнь оперные произв. мн. франц. композиторов, в т. ч. «Сказки Гофмана» Оффенбаха (1881), «Лакме» (1883); «Манон» Массне (1884), «Король из города Ис» Лало (1888), «Луиза» Шарпантье (1900). С нач. 20 в. осуществляются балетные пост. В 1902 т-р пост. оперу К. Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда», означавшую новый этап в истории франц. оперы. В 1-й четв. 20 в. ставятся произв. П. Дюка, М. Равеля, Г. Форе, Р. Штрауса, в 30-40-е гг. репертуар пополняется соч. Дж. Пуччини, П. Масканьи, Д. Мийо, Ж. Ибера, А. Русселя и др.

В разное время в т-ре выступали: певцы — Ж. Феральди, Ф. Хелди, Ж. Рогачевский, Р. Бурден, Ж. Мишо, Н. Валлен и др.; дирижёры — А. Буссер, Р. Дезормьер и др.

После 2-й мировой войны 1939-45 т-р показал оперы: «Похождения повесы» Стравинского (1953), «Человеческий голос» Пуленка (1959), «Замок герцога Синяя Борода» Бартока (1959), «Ночной полёт» Даллапикколы (1960), «Долорес» Жоливе (1961), «Принцесса Полина» Томази (1962), «Последний дикарь» Менотти (1963), «Огненный ангел» Прокофьева (1964), «Катя Кабанова» Яначека (1967), «Поругание Лукреции» Бриттена (1971).

Т-р уделяет большое внимание зап.-европ. классике, в 50-70-е гг. ставились: «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы»; «Мирейль» Гуно, «Лакме», «Миньон», «Вертер»; «Беатриче и Бенедикт» Берлиоза, «Севильский цирюльник»; «Девушка с Запада» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини.

В 60-70-е гг. на сцене «Опера Комик» выступали: известные франц. певцы — М. Меспле, Ж. Барбье, А. Ланс, С. Саррока, Ж. Пи, А. Ванцо, M. Py, P. Сойер, M. Сенешаль, Э. Манше, К. Депра и др.; дирижёры — X. Эчеверри, П. Этуэн, Ж. Себастьян, М. Розенталь, Ж. Периссон, А. Вольф, П. Дерво и др.

В связи с острым финансовым дефицитом решением Мин-ва культуры Франции т-р «Опера Комик» был закрыт 1 апр. 1972 и с 1973 функционирует как Парижская оперная студия (Opera studio de Paris). Здесь работают молодые певцы, дирижёры, режиссёры, ставятся экспериментальные спектакли (соч. совр. композиторов).

В. В. Тимохин

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Город

Париж

Год основания

1715

Тип

театры и залы

просмотры: 5839
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть