Свиридов. «Петербургские песни»

St. Petersburg Songs

Свиридов. «Петербургские песни» / St. Petersburg Songs

Состав исполнителей: сопрано, меццо-сопрано, баритон, бас, скрипка, виолончель, фортепиано.

История создания

Свиридов очень любил поэзию Блока (1880—1921). К его стихам впервые обратился еще в студенческие годы. Особенно привлекали его стихи Блока, связанные с Петербургом — городом, также страстно любимым Свиридовым. На протяжении творческого пути у композитора возникали разные замыслы на «петербургские» стихи Блока: кантаты «Петербург» и «Прощание с Петербургом», которые должны были войти в цикл из четырех кантат под общим названием «Песни о России», а в конце жизни — идея поэмы «Петербург» для баритона и фортепиано. В дневниковых тетрадях композигора сохранилась запись под названием «Материал для «большого» Блока», в которой перечислены более двадцати стихотворений.

В 60-е годы одно за другим появляются три «блоковских» сочинения Свиридова — «Петербургские песни», «Грустные песни» и «Голос из хора». Над «Петербургскими песнями», необычным циклом для четырех певцов и трех инструменталистов, состоящим из восьми номеров, композитор работал на протяжении 1961—1963 годов. Блок предстал в этом цикле совершенно неожиданно: как певец окраин Петербурга, жителей его подвалов и чердаков, продолжающий тему «маленького человека», когда-то открытую Гоголем. Отобранные стихотворения принадлежат, в основном, к двум стихотворным циклам поэта — «Город» (1904—1908) и «Арфы и скрипки» (1908—1916). Некоторые из этих стихов Блок объединил в сборнике «Земля в снегу», опубликованном в 1908 году под общим названием «Мещанское житье». Свиридов отобрал стихотворения «Перстень-страданье», «Как прощались, страстно клялись», «Вербочки», «На Пасхе», «На чердаке», «Колыбельная песенка», «В октябре» и «Мы встретились с тобою в храме», из которых создал самостоятельную поэтическую композицию. В ней нет ни сюжета, ни постоянных действующих лиц, но зато есть картина городской жизни в разные времена года с персонажами разного возраста и социального положения. А главное — прослеживается тема «честной бедности», сближающая этот цикл с бёрнсовским, написанным несколькими годами ранее.

Законченный в 1963 году, цикл был исполнен лишь 11 декабря 1969 года в Москве, в Малом зале консерватории. Как всегда, за роялем был автор — непревзойденный аккомпаниатор своих произведений. Премьера прошли с огромным успехом и дала начало долгой концертной жизни сочинения.

Музыка

Георгий Свиридов (Georgy Sviridov)

«Петербургские песни» — цикл во многом новаторский, открывающий новое отношение к Блоку. Его общий характер задумчивый, грустный, словно воплощающий призрачность летних белых ночей. Господствуют интонации городского романса. Неспешно разворачивается повесть о маленьких людях, «убитых своим трудом». Всюду господствует вокальная линия, голос. Аккомпанемент лишь скупо поддерживает его, иногда, в конце номера, «договаривает». Удивительна «оркестровка» фортепианной партии: при скупости используемых средств, она достигает огромной выразительности. В основном аккомпанемент поручен фортепиано. Лишь в конце седьмого номера включается скрипка, а в финальном, наконец, звучит все трио.

№1, «Перстень-страданье», вводит в обстановку действия и знакомит слушателей с двумя героями — убитым горем бездомным и молодой швеей. Мелодия напоминает однообразный шарманочный напев, ее декламационные элементы заставляют вспомнить Мусоргского. №2, «Как прощались», проникнут глубоким чувством. Низкому женскому голосу поручена партия, близкая цыганскому пению с его преувеличенными чувствами, резкими динамическими контрастами, но без аффектации и позы. Яркая кульминация цикла — №7, «В октябре». Это жанровая зарисовка: неудачник ищет утешения в винных парах. Вокальную мелодию без распевов, состоящую из коротеньких звуков, поддерживает печальным одиноким голосом скрипка. Аккорды фортепианного аккомпанемента подобны гитарному «треньканью». Финальный №8, «Мы встретились с тобою в храме», открывается инструментальным трио, имитирующим звуки шарманки. Простая, суровая и энергичная песня звучит как песнопение странствующих музыкантов, возможно, проповедников. «В неспешном, упорном, будто преодолевающем препятствия движении напева, в плотных, веских аккордах инструментов можно ощутить не только твердость воли, но и тяжесть того труда, о котором говорится в стихах Блока, которым заняты показанные поэтом люди, живущие "под низким потолком"», — пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор.

Л. Михеева

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Георгий Свиридов

Год создания

1963

Дата премьеры

11.12.1969

Жанр

вокальные

Страна

СССР

просмотры: 9049
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть