Брамс. Рапсодия

Alto Rhapsody, Op. 53

Состав исполнителей: контральто, мужской хор, оркестр.

История создания

Иоганнес Брамс / Johannes Brahms

На рубеже 60-х—70-х годов Брамс работает в жанре кантаты и создает 4 разнохарактерных произведения — героического «Ринальдо», скорбно-лирическую «Рапсодию», трагическую «Песнь судьбы» и ликующую «Триумфальную песнь». Возникновение «Рапсодии» связано с одним из самых глубоких сердечных потрясений Брамса. Близкий друг семьи Шумана, он внимательно следил за взрослением его многочисленных дочерей. Третьей по возрасту была Юлия, ей в 1861 году Брамс посвятил Вариации для фортепиано в 4 руки на тему Шумана, которую Юлия должна была исполнять вместе с матерью, знаменитой пианисткой Кларой Шуман. 8 лет спустя, приехав к Кларе в Лихтенталь, Брамс увидел, что 24-летняя Юлия стала поразительной красавицей, и в сердце его вспыхнула любовь. Будучи человеком необычайно сдержанным, Брамс ни разу не подал повода заподозрить его чувство. И однажды Клара невольно нанесла ему удар, сообщив об обручении Юлии с неким графом и с удивлением обнаружив, что Брамса внезапно «словно подменили».

Мучительный отказ от мечты о любви и семье, самоотречение, одиночество нашли воплощение в Рапсодии для контральто, которую Брамс показал Кларе в конце сентября 1869 года. «Несколько дней тому назад Иоганнес принес мне чудесную вещь, — писала она в дневнике. — ... Он назвал это своей свадебной песней. Она настолько потрясла меня глубокой скорбью слов и музыки, что я давно уже не помню подобного впечатления».

Впрочем, российский исследователь творчества Брамса Екатерина Царева сомневается в том, что «Рапсодия» — мгновенный отклик на события личной жизни (такая прямая и быстрая реакция композитору не свойственна), и даже в том, что Брамс любил Юлию — быть может, ему просто был несимпатичен этот неожиданный и неравный брак. В письмах Брамс отзывается о «Рапсодии» с усмешкой, то характеризуя ее как авторскую постлюдию к «Песням любви» — типично венскому сборнику вальсов для бытового музицирования в 4 руки и вокального квартета, то сообщая, что «написал свадебную песню для шумановской графини — но с яростью и гневом!»

В основу текста «Рапсодии» положены 3 строфы из «Зимнего путешествия на Гарц» (1777) великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте (1749—1832). Он был любимым поэтом Брамса, хотя композитор не часто обращался к его стихам: они столь совершенны, что не нуждаются в музыкальном воплощении. Возникновение стихотворения связано с реальным событием. Отстав от охотничьей компании герцога Веймарского, Гёте отправился в горы Гарца, предполагая встретиться там с неким юношей: тот удалился от общества и в одиночестве предавался отчаянию после прочтения знаменитого романа Гёте «Страдания молодого Вертера». «Зимнее путешествие на Гарц» — типичное произведение раннего периода творчества поэта, периода «бури и натиска», вдохновенный дифирамбический монолог в свободном стихотворном размере, с удивительным ритмическим и лексическим богатством, призванным передать всю силу лирического волнения «бурного гения». Такая свобода построения и позволила Брамсу назвать свою кантату «Рапсодией».

Но кто там один?
Исчезает в чащобе тропа
И сплетается поросль
У него за спиной,
Подымаются травы,
Глушь поглощает его.

Кто уврачует больного,
Если бальзам для него
Обратился в отраву.
Больного, который вкусил
Ненависть — в чаше любви?
Прежде презренный, ныне презревший,
Потаенно он истощает
Богатство своих достоинств
В себялюбивой тщете.

Если есть на лире твоей,
Отче любви,
Хоть единый звук,
Его слуху внятный, —
Услади ему сердце!
Взор яви из-за туч,
Освети родники без числа
Жаждущему в пустыне!

Музыка

«Рапсодия» — наиболее совершенная из 4 камерных кантат Брамса. Она невелика и по составу (солистка, мужской хор, вступающий лишь в конце, оркестр без труб и тромбонов), и по масштабу, однако поражает концентрацией чувства, силой выразительности, проникновенностью и искренностью, напоминающими о лучших песнях композитора.

Суровая и скорбная тема оркестрового вступления подводит к печальному речитативу контральто; короткие, словно задыхающиеся от горя фразы прерываются частыми паузами. Центральный раздел построен на прекрасной, по-брамсовски сдержанной страдальческой мелодии, которая не поражает сразу своей открытой эмоциональностью — композитор не дает чувству широко разлиться, но постепенно захватывает глубиной. Развязка драмы — в просветленном мажорном заключительном разделе, утверждающий характер которого подчеркнут вступлением хора. 2 мелодии несут утешение: умиротворенная и ясная, в слитном звучании солиста и хора сменяется нежной, гибкой, красочной, в трепетных перекличках контральто и высоких инструментов оркестра.

А. Кенигсберг

реклама

вам может быть интересно

Моцарт. Симфония No. 34 Симфонические

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Иоганнес Брамс

Год создания

1869

Дата премьеры

03.03.1870

Жанр

вокально-симфонические

Страна

Германия

просмотры: 6554
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть