Дворжак. Цыганские мелодии

Gypsy Songs, Op. 55

История создания

Антонин Дворжак (Antonín Dvořák)

На одном из концертов в Вене в ноябре 1879 года произошло знакомство Дворжака с известным столичным тенором, солистом Придворной оперы Густавом Вальтером, уроженцем Чехии. Он славился трактовкой не только оперных партий, но и камерной музыки. 38-летний Дворжак тогда только добился широкого признания: известный берлинский нотоиздатель Фриц Зимрок заказал композитору «Славянские танцы», и их I тетрадь быстро разлетелась по всей Европе. Когда Зимрок в начале 1879 года выпустил очередной сборник песен Дворжака, Вальтер поспешил с ними познакомиться, и они ему весьма понравились.

На концерте, где певец оказался свидетелем большого успеха 3-й Славянской рапсодии Дворжака, Вальтер сделал композитору лестное предложение — написать для него новые песни. Дворжак выбрал 7 стихотворений современного чешского поэта Адольфа Гейдука (1835—1923) и в феврале 1880 года закончил «Цыганские мелодии». Вальтер стал их первым исполнителем, выступив 4 января следующего года в Вене. «Цыганские мелодии» быстро завоевали европейское признание, сам композитор во время гастролей в Англии в марте 1884 года аккомпанировал английскому певцу, спевшему несколько песен в гигантском Альберт-холле в Лондоне.

Музыка

«Цыганские мелодии» воспевают свободолюбивых и гордых людей загадочного племени, бродящего по землям Австро-Венгерской империи со своими странными песнями и плясками в сопровождении цимбал — любимого инструмента цыган. В пестрой череде сменяют одна другую зарисовки природы, песни и пляски, не образуя единой линии развития. Фортепианное сопровождение подражает то звону треугольника, то переборам цимбал, то пассажам скрипки. Певучие вокальные темы в народном духе заключены в простые строфические формы, расцвеченные мастерским варьированием фактуры и гармонии.

№4, «Помню, мать, бывало, песню напевала», — самый популярный из всех, известный в различных переложениях, — пленяет одной из лучших дворжаковских мелодий с характерной синкопой и оригинальным «мерцанием» мажора и минора. Заключительный №7, «В небе ясный сокол», — настоящий гимн цыганской вольности, с удалой мелодией горделивого, даже героического склада; начинаясь в унисон с фортепиано, она заканчивается великолепной кульминацией с эффектной высокой нотой.

А. Кенигсберг

реклама

вам может быть интересно

Штраус. «Дон Кихот» Симфонические

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Антонин Дворжак

Год создания

1880

Дата премьеры

04.01.1881

Жанр

вокальные

Страна

Чехия

просмотры: 6818
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть