Стравинский. «Свадебка»

Les noces

Стравинский. «Свадебка» / Les noces

Русские хореографические сцены с пением и музыкой

Музыка и либретто Игоря Стравинского по русским народным песням из сборника П. В. Киреевского.
Балетмейстер Б. Нижинская, художник Н. Гончарова, дирижер Э. Ансерме.

Состав исполнителей: сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас, смешанный хор, 4 фортепиано, ударные.

Премьера состоялась 13 июня 1923 года в «Русском балете Сергея Дягилева», Париж.

Часть I.
Картина 1. «Коса».
Картина 2. «У жениха».
Картина 3. «Проводы невесты».

Часть II.
Картина 4. «Красный стол».

Историю создания спектакля композитор описывал так: «Мысль о хоровом сочинении на сюжет русской крестьянской свадьбы пришла мне в голову в начале 1912 года. По мере развития замысла мне становилось ясно, что это не будет драматизацией свадьбы или сопровождением к сценическому спектаклю с описательной музыкой. Вместо этого я хотел представить подлинный обряд путем прямого цитирования народного, то есть не литературного стиха. Я ждал два года, пока нашел нужный мне источник в антологии Киреевского... „Свадебка" — это последование типичных свадебных эпизодов, воссоздание из обрывков типичных для данного обряда разговоров. В „Свадебке" нет индивидуальных ролей, есть лишь сольные, которые отождествляются то с одним, то с другим персонажем».

Стравинский считал, что нерусский человек, не понимающий, к примеру, что «красный стол» означает не его цвет, а его красоту и изобилие, не может полностью оценить «Свадебку». Однако сегодня и нами нелегко воспринимаются такие фразы как: «Калиное парило! / Малиное стирало!». При этом подобные тексты не столько поются, сколько выкрикиваются или голосятся. Мощная ритмическая пульсация движет действие, не отпуская слушателя или зрителя ни на минуту.

Нечетные женские картины чередуются с четными мужскими. В первой картине родители и подружки, расплетая девичью косу («Пречистая матерь, / Ходи к нам в хать / Свахе помогать, косу расплетать»), по традиции тревожатся будущим невесты. Они лишь надеются, что свекор примет ее как родную дочь. Во второй картине то же происходит у жениха: «Вы кому-то кудри достанетесь? / Ой, вы кому русы достанетесь?». Все желают жениху удачи. Сквозь скороговорку дружков слышно заклинание: «Святой Лука, / Подь на свадьбу!». В третьей картине происходят проводы невесты и свадебный обряд. По обычаю мать жениха причитает: «Родимое мое дитятко, / Мое милое, / Не покинь меня горемычную». Традицию соблюдает и мать невесты: «Родимое мое дитятко, / Поила было я, кормила тебя, / Воротись моя милая». Разудалый свадебный пир во второй части начинается с хора: «Ягода с ягодой сокатилася / Ягода с ягодой поклонилася / Ай, люли, люли!». Слышатся выкрики свата, дружков, знакомое причитание: «Горько! Ох, нельзя пить! Ну-же, ну-же, ну рюмочку выпивай, молодых даряй!». Молодых ведут в спальню. Там «на караватушке перинушка». После конца буйного празднования негромко и неожиданно интимно звучат слова жениха: «Ах, ты душка женушка, / Данная моя погляденья, / Ночная моя забава. / Поживем мы с тобой харашинушка, / Чтобы люди нам завидовали». Действие заканчивают (как заколачивают) одиночные с длинными паузами «колокольные» удары четырех роялей и ударных.

Стравинский. «Свадебка» / Les noces

«Свадебка» — одно из интереснейших сочинений Стравинского, завершившее его так называемый «русский период». Партитура была посвящена Сергею Павловичу Дягилеву, с которым композитора связывала долгая творческая дружба. Как уже говорилось, великому импресарио пришлось ждать более 10 лет, пока композитор нашел нужную форму сочинения и решился выстроить оркестровую поддержку хора лишь из четырех роялей и ударных инструментов. Стравинский хотел, чтобы на сцене помимо танцоров находились также певцы и оркестр. На премьере ему пришлось согласиться лишь на рояли, они заполняли четыре угла сцены и стали элементом скупой декорации.

Наталья Гончарова также долго искала сценографию спектакля. Через роскошные яркие костюмы, пригодные скорее для оперы, через костюмы светлых тонов с серебряными кружевами — к простоте почти будничной одежды. На женщинах коричневые сарафаны и белые рубахи. На голове туго повязанный черный платок. У мужчин — белые рубашки и коричневые штаны, заправленные в некое подобие крестьянских онучей. Герои не выделялись из массы. Марина Цветаева, вспоминая о сценографии «Свадебки», была афористична: «Музыка Стравинского, уносимая не в ушах, а в очах».

Дягилев долго выбирал и хореографа. По его словам, еще в 1917 году Вацлав Нижинский и Леонид Мясин спорили за это право. В 1922 году постановка была поручена женщине. Возможно, повлияло и мнение композитора: «Бронислава Нижинская, сестра знаменитого танцовщика, сама прекрасная балерина, натура глубоко артистичная и одаренная настоящими способностями к хореографической режиссуре». Ранее танцевавшая в Мариинском театре и в дягилевской антрепризе, Нижинская только что вырвалась из беспокойного Киева, где создала авангардную «Школу движения».

Стравинский. «Свадебка» / Les noces

Музыка «Свадебки» ее ошеломила и потрясла своим ритмом. «Хореография представлялась мне самостоятельной частью партитуры. Артисты балета должны были звучать в аккорде как музыкальные инструменты. Я не хотела изображать, воспроизводить в балете свадебные ритуалы, обряды, натуральную свадьбу. Пантомима была мне чужда, театральные аксессуары не нужны. „Свадебка" открывала для меня возможность нового пути в хореографии: возведения кордебалета в первую артистическую степень. Я хотела, чтобы в этом спектакле не было главенствующих актеров, чтобы все артисты сливались в движении, создавая единое целое. Женский ансамбль возглавляла Любовь Чернышева, которая, благодаря своему артистизму, увлекала всех, изредка танцуя маленькие сольные куски. Мужской ансамбль возглавлял превосходный Леон Вуйцеховский».

«Свадебка» Стравинского — Нижинской — Гончаровой стала «культовым» спектаклем определенного периода современного балета. По меткому замечанию художницы спектакля, «представление было цельно, точно сделано из одного куска, и сложно, как хорошо возделанное поле, где работавшие не жалели сил». Бронислава Нижинская неоднократно возобновляла свой, возможно лучший, спектакль: в 1926 — в дягилевской труппе, в 1936 — в «Русских балетах» де Базиля, в 1966 — в Лондонском Королевском балете. В последней постановке с ней работала ее дочь Ирина. После смерти матери именно она воссоздавала спектакль в Штутгарте (1974), Париже (1976) и других городах.

К сожалению, когда родина хореографа решилась на постановку оригинала, не стало и дочери. Постановку 1995 года в Петербургском театре оперы и балета имени Мусоргского успешно реконструировал Хоуард Сайетт, работавший ранее вместе с И. Нижинской. Артисты петербургской труппы, знакомые с отечественной современной хореографией, чутко интерпретировали знаменитый, но неведомый нам на практике спектакль. В исполнении русских танцовщиков и артистов хора яснее ощущались славянские корни сценического представления. В 2003 году тот же балетмейстер поставил «Свадебку» и в Мариинском театре.

Суровая и терпкая музыка «Свадебки» вдохновляла и других известных хореографов. Татьяна Гзовская (1954, Милан; 1961, Берлин), Морис Бежар (1962, Балет XX века; 1965, Парижская Опера), Джером Роббинс (1965, Американский театр балета, Нью-Йорк; 1972, Шведский балет, Стокгольм), Леонид Мясин (1966, Милан), Иржи Килиан (1982, Нидерландский театр танца) и другие демонстрировали свое понимание гениальной партитуры Игоря Стравинского.

А. Деген, И. Ступников

Стравинский. «Свадебка» / Les noces

История создания

Идея хорового произведения на тему русской крестьянской свадьбы возникла у Стравинского в начале 1912 года. В это время композитор активно сотрудничал с Дягилевым, написав по его заказу «Жар-птицу», принесшую дотоле никому не известному молодому русскому композитору европейскую славу. Затем появился «Петрушка» и уже начинал воплощаться замысел третьего балета, «Весны священной». Новое сочинение, которому Стравинский дал название «Свадебка», создавалось исподволь. Эти годы Стравинский проводил в постоянных переездах между Россией и Францией. В 1914 году он поехал в Киев, специально для сбора материалов для «Свадебки». Среди них были не только песни, но и описания старинной свадебной игры. Композитор стремился найти самые архаические варианты свадебного деревенского обряда. В апреле он вернулся в Париж, где в концерте Колонна были исполнены «Петрушка» и «Весна священная», и внезапно, после начала Первой мировой войны, оказался отрезанным от родины.

Осенью он начал работу над «Свадебкой» в Швейцарии, где и раньше жил по нескольку месяцев. Некоторое время сочинение ее шло параллельно с созданием «Байки про Лису, Петуха, Кота да Барана». Весной 1915 года Дягилев приехал к Стравинскому, и композитор сыграл ему две первые картины «Свадебки». «Он был этим так взволнован, его восторг показался мне настолько искренним и трогательным, что самое лучшее, что я мог сделать, — это посвятить ему эту вещь», — вспоминал Стравинский в «Хронике моей жизни». Через некоторое время сочинение пришлось отложить. «В течение почти четырех лет я не прикасался к «Свадебке», меня отвлекали более срочные работы, — продолжает композитор свое повествование. — К тому же Дягилев год от году откладывал постановку. Наконец, было решено поставить этот балет в начале июня 1923 года, и Дягилев просил меня быть ассистентом Брониславы Нижинской во время хореографических репетиций в Монте-Карло в марте и апреле. Но самое главное было найти решение для инструментального состава. Я со дня на день его откладывал, надеясь, что обстоятельства подскажут мне что-то в последний момент, когда будет окончательно установлена дата премьеры. Так оно и случилось. Мне стало ясно, что в моем произведении вокальный элемент, в котором звук обусловлен дыханием, найдет лучшую поддержку в ансамбле, состоящем из одних ударных инструментов. Таким образом, я нашел решение моей задачи в оркестре, состоящем из роялей, литавр, колоколов и ксилофонов — инструментов с точным высотным строем, а с другой стороны — из барабанов различных тембров и высоты, то есть инструментов неопределенного строя. Совершенно очевидно, что эта звуковая комбинация явилась следствием необходимости, непосредственно вытекающей из самой музыки «Свадебки», и что у меня отнюдь не было намерения подражать звучаниям, характерным для такого рода народных празднеств, которых, кстати сказать, мне никогда не приходилось ни слышать, ни видеть».

Инструментовать «Свадебку» Стравинский начал в конце зимы 1922—1923 года, будучи в Биаррице, а закончил работу в Монако 6 апреля. Премьера состоялась 13 июня 1923 года в парижском театре Гэте-лирик. Ей предшествовало концертное представление в доме княгини Эдмон де Полиньяк, прекрасной музыкантши, покровительствовавшей артистам и много помогавшей Стравинскому.

Стравинский. «Свадебка» / Les noces

Музыка

В «Хронике моей жизни» Стравинский называет «Свадебку» балетом, однако хореографическое действие полностью подчинено условному характеру действующих лиц, не персонифицированных, а представляющих Жениха, Невесту, Мать жениха, Дружка, что придает сочинению отчетливые черты кантатности. Голоса солистов не принадлежат даже этим достаточно абстрактным персонажам — автор свободно меняет их драматургические функции. Инструментальный ансамбль состоит исключительно из ударных инструментов (фортепиано трактуется тоже как ударный инструмент). Преобладают тембры звонкие, колкие, острые. В сочетании с терпкими, неожиданными гармониями и, главное, нарочито архаичными, часто бесполутоновыми попевками это создает совершенно особый колорит. Стравинский использовал здесь всего одну подлинную песню — городскую «фабричную» «Я по пояс во золоте обвилась». Кроме того, в партию Жениха органично введена краткая попевка из собрания духовных песен, а в трех эпизодах мелькает протяжный мотив, записанный, по словам композитора, в Швейцарии от двух подвыпивших рабочих. Весь остальной мелодический материал создан Стравинским вполне в духе старинных причетов, скоморошьих попевок, выкриков поезжан (посланцев жениха) и т. п. Произведение построено как четырехчастное, разделенное на два более крупных раздела. Первый — «У невесты (Коса)», «У жениха», «Проводы невесты»; второй — «Красный стол».

«Свадебка» открывается голошением невесты (соло сопрано), которой, по обычаю, расплетают косу. Ее мелодия, подчеркнуто скупая, с форшлагами-всхлипами, дублируется фортепиано. В женском хоре (подружки Невесты) сначала господствует псалмодирование, создающее постоянный метроритмический фон голошению. С появлением поезжан (мужская группа хора) музыка насыщается лихими скоморошьими напевами. Часть «У жениха» отличается интонационной пестротой. В ней чередуются молитвенная псалмодия и скоморошьи выкрики, бойкая женская скороговорка и истовое величание. Преобладают мужские тембры. Самая продолжительная — заключительная часть «Красный стол», в которой разворачивается картина буйного свадебного пира, с радостными, ликующими, стихийными эмоциями.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Игорь Стравинский

Год создания

1923

Дата премьеры

13.06.1923

Жанр

балеты, вокально-симфонические

Страна

Россия

просмотры: 13271
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть