Леонид Фёдорович Мясин

Léonide Massine

Леонид Мясин, рисунок Льва Бакста, 1914
Леонид Мясин. Каждый его балет – особая загадка Леонид Мясин Леонид Мясин

Каждый его балет – особая загадка, неповторимый ритмический рисунок движений, миллион деталей. Любого хореографа можно узнать по почерку, этого – практически никогда, каждый балет словно сочинен иным человеком. Хотя внешне все просто, но танец, игра, пантомима столь замысловато раскрашены нюансами и полутонами, что мясинские балеты становятся непростой наукой, которую надо постигать.

Леонид Мясин родился 27 июля (9 августа) 1895 года в Москве, в семье музыкантов. В 1903 году поступил в Московское Театральное училище. В 1912 окончил его и был зачислен в кордебалет Большого театра. Параллельно он выступал в Малом театре, имея большой успех. На него обратил внимание Сергей Дягилев, собиравший для своих «Русских сезонов» в Париже самых лучших артистов.

В январе 1914 года Мясин по приглашению Дягилева переехал в Париж, где вскоре занял положение первого танцовщика его труппы. В дягилевской антрепризе пришелец оказался единственным москвичом, его исполнительский стиль отличался праздничной театральностью и безудержным темпераментом. Он великолепно исполнил партию Иосифа в балете «Легенда об Иосифе» Михаила Фокина и покорил парижскую публику. Удалась ему и партия Петрушки в фокинском «Петрушке».

Дягилев рано распознал и хореографический талант своего подопечного, сделав молодого Мясина, едва перешагнувшего порог двадцатилетия, главным хореографом «Русских сезонов». Мясин дебютировал как балетмейстер в 1915 году балетом «Полночное солнце» на музыку Римского-Корсакова.

В 1917 году в Риме состоялась премьера балета Мясина «Женщина в хорошем настроении» на музыку Доменико Скарлатти в декорациях Льва Бакста. Литературной основой стала пьеса Карло Гольдони. Ее сюжет – типичный для комедии дель арте: Констанция с подругами разыгрывают графа Ринальдо, чтобы проверить его верность. Главные партии исполнили Энрико Чекетти с супругой и сам Мясин.

В том же году Мясин поставил балет «Парад» на музыку экстравагантного французского композитора Эрика Сати. Сценаристом балета выступил Жан Кокто. Авторы постановки отказались от традиционных балетных образов и сюжетов, зато использовали все самое передовое и неожиданное: в музыке это был рев самолета и треск пишущей машинки, в декорациях и костюмах – эксперименты Пабло Пикассо в стиле кубизма (для него это был дебют в балетном театре). «Парад» своей эпатажностью вызвал грандиозный скандал.

Следующая мясинская премьера была уже в Лондоне. Он поставил балет «Треуголка» на музыку испанца Мануэля де Фалья. Оформление опять доверили Пабло Пикассо. На главную партию Дягилев пригласил испанского танцовщика Феликса Фернандеса. Для работы над балетом Мясин, де Фалья и Фернандес на три месяца уехали в Испанию. Но случалась беда – танцовщик сошел с ума. На премьере главную партию исполнил сам хореограф, его партнершей была Тамара Карсавина. Кроме того, Мясин поставил балет «Волшебная лавка» на музыку неизданных пьес Джакомо Россини. Благодаря роли пылкого мельника в «Треуголке» и роли канканиста в «Волшебной лавке» (прообразом этого персонажа стал известный танцор из «Мулен Руж» Валантен, прозванный за гибкость «Бескостным»), Мясин приобрел европейскую известность как выдающийся танцор.

В 1920 году Мясин поставил «Пульчинеллу» на музыку Джованни Перголези (в обработке Игоря Стравинского) и свою версию «Весны священной». А еще – женился на балерине Вере Савиной, что привело к разрыву с Дягилевым.

Оставшись без дягилевской поддержки, Мясин создал свою школу в Англии. В 1924 году он поставил балеты «Меркурий», «Салат», «Прекрасный Дунай», «Школа танца». А в 1925 году сотрудничество с Дягилевым возобновилось. Ненадолго – на три года, за которые были поставлены три балета, в том числе «Стальной скок» на музыку Сергея Прокофьева. Какое-то время Мясин работал с труппой Иды Рубинштейн, где поставил балеты «Давид» и «Амфион». Потом в 1932 году поставил для Дягилева «Детские игры» на музыку Жоржа Бизе.

В 1933 году, после смерти Дягилева Мясин возглавил труппу «Русский балет Монте-Карло», в которой собрались бывшие дягилевцы и молодежь. С ней он создал несколько балетов-симфоний – «Предзнаменования», «Хореартиум», «Фантастическая симфония» на музыку Чайковского, Брамса и Берлиоза. Он считал «балет-симфонию» своим собственным жанром, тяготеющим к обобщенным образам и отсутствию литературного сюжета. Огромное значение Мясин придавал костюмам. Развивая свои идеи, в 1938 году Мясин поставил «Седьмую симфонию» на музыку Людвига ван Бетховена.

Он услышал в музыке движение почвенных пластов и водных масс, создание рек и долин, библейские мотивы – появление Адама, Евы, Змея-искусителя, Каина и Авеля, образы олимпийских богов, гибель мира в огне. Год спустя он попытался в балете «Красное и Черное» на музыку Первой симфонии Дмитрия Шостаковича передать идею через цвет: белый (солисты), черный (смерть), красный (материализм), желтый (злоба), синий (природа).

В 1939 году начался американский период в творчестве Леонида Мясина. Он сотрудничал с труппой Роберта Джоффри, работал над симфоническими балетами, привлекал к постановкам Сальвадора Дали, воспринимая сюрреализм как подсознательный источник искусства. Работы того времени – «Вакханалия» на музыку Рихарда Вагнера, «Нью-йоркер» на музыку Джорджа Гершвина, «Саратога» на музыку Яромира Вейнбергера и «Лабиринт» на музыку Седьмой симфонии Франца Шуберта.

Американцы сравнивали его с Джорджем Баланчиным. Но симфонические балеты Мясина отличались от бессюжетных постановок Баланчина иллюстративностью. Один передавал дух музыки, другой расшифровывал ее образы. Ставя балет, Мясин ориентировался на эмоции, живописные картины и персонажей, которые рождала в его сознании музыка.

С 1947 года Мясин работал главным образом в Европе. Его наперебой приглашали самые известные театры. В «Сэдлерс-Уэллс балле» он поставил «Симфонию «Часы» на музыку Йозефа Гайдна, в «Балете Елисейских Полей» – «Художник и его модель» на музыку Жоржа Орика. В Бостоне – премьера балета «Гарольд в Италии» на музыку Берлиоза, в Милане – балетов «Марио и волшебник» и «Дон Жуан»…

Мясину принадлежала хореография фильмов-балетов «Красные башмачки» (1948), «Сказки Гофмана» (1951), «Неаполитанская карусель» (1954). Он успел поработать балетмейстером в труппах «Опера комик» (Франция), «Балле тиэтр» (США), «Ла Скала» (Италия). В 1960 году он поставил балет «Человеческая комедия» по «Декамерону» Боккаччо на фестивале Нерви в Италии.

Отдыхая летом 1917 года недалеко от Неаполя, Мясин увидел необитаемый скалистый остров в нескольких милях от побережья. Это был самый крупный из трех островов Ле Галли, а два поменьше не видны. Острова принадлежали местной семье Парлато. Семейство использовало их только для весенней перепелиной охоты. Мясин решил, что когда-нибудь купит этот остров и сделает своим домом.

Так и произошло: Мясин за бесценок приобрел целый архипелаг. Острова Ле Галли на полвека стали домом, убежищем для Мясина и его семьи, его творческой лабораторией, его кабинетом. Именно здесь он написал свои воспоминания «Моя жизнь в балете», именно здесь он продумывал свои искрометные постановки. На своем острове Мясин мечтал построить театр и дважды начинал строительство, но морские приливы разрушали фундамент. Мясин хотел учредить фонд, который бы поддерживал остров как художественный центр, где собирается творческая молодежь, чтобы обмениваться идеями и создавать новые работы. Но он не успел. После смерти хореографа остров пришлось продать. Его хозяином стал Рудольф Нуриев. Сейчас попасть на остров сложно: после смерти Нуриева его приобрел один соррентийский гостиничный магнат.

Именно там в последние годы жизни Мясин задумал и создал свои балеты на религиозные темы. Проведя детство в монастырском городке Верхнем Посаде, в молодости увлекшись религиозной живописью итальянского Возрождения, он довольно рано обратился к этой теме. Замысел балета «Литургия», к сожалению, неосуществленного, относится к 1914 году. В тридцатых годах Мясин обратился к созданию балета о жизни святого Франциска Ассизского – «Nobilissima Visione» («Достославное видение»), а в 1952 году поставил балет «Laudes Evangelii», который имел грандиозный успех и исполнялся в течение десяти лет. Следующим событием в этой цепочке стал балет «Воскресение и жизнь» на аранжировку музыки Монтеверди и Габриели: в нём, хотя сюжет по-прежнему основывался на евангельских событиях, были отобраны другие, нежели в «Laudes Evangelii», эпизоды. В 1957 году был поставлен балет «Евангелисты» на старинную музыку.

Умер Леонид Мясин 15 марта 1979 в немецком городе Боркен.

Д. Трускиновская

реклама

вам может быть интересно

Джон Кокс Театральные деятели

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

09.08.1896

Дата смерти

15.03.1979

Профессия

танцовщик, балетмейстер

Страна

Россия

просмотры: 8404
добавлено: 31.03.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть