Русский балет Сергея Дягилева

Ballets Russes

Август Маке. Русский балет (1912)

Труппа, созданная в 1911-13 годах С. П. Дягилевым на основе «Русских сезонов» за границей.

Балетмейстер — М. М. Фокин (1909-12 и 1914), репетитор — Э. Чеккетти. Ведущие танцовщики — Т. П. Карсавина и В. Ф. Нижинский. Из петербургского Мариинского театра в «Русский балет Дягилева» перешли Б. Ф. Нижинская, А. Р. Больм. Кордебалет формировался из артистов оперных театров Варшавы и Парижа, а в летнее время — также московских и петербургских театров.

Сезон 1911 начался спектаклями в Монте-Карло (продолжен в Париже, Риме и Лондоне). Были поставлены новые балеты Фокина — «Видение розы» на музыку Вебера (художник Л. С. Бакст), «Нарцисс» Черепнина (художник тот же) и «Подводное царство» на музыку из оперы «Садко» Римского-Корсакова (художник Б. И. Анисфельд), а также сокращённая версия «Лебединого озера» (с участием М. Ф. Кшесинской и Нижинского). Центральным событием сезона стал поставленный Фокиным балет «Петрушка» (художник А. Н. Бенуа).

В 1912 были показаны — «Синий бог» Ана, «Тамара» на музыку Балакирева, «Дафнис и Хлоя», все — постановки Фокина (художник Бакст), «Послеполуденный отдых фавна» (балетмейстерский дебют Нижинского); в 1913 — «Игры» Дебюсси (художник Бакст), «Весна священная» (художник Н. К. Рерих), оба — постановки Нижинского, «Трагедия Саломеи» Шмитта (балетмейстер Б. Г. Романов, художник С. Ю. Судейкин); в 1914 (Прага, Монте-Карло, Париж, Лондон) — «Бабочки» на музыку Шумана (художник М. В. Добужинский), постановка Фокина.

С началом 1-й мировой войны «Русский балет Дягилева» на время прервал свои выступления. Сезон 1915-16 труппа провела в гастролях по Испании, Швейцарии и США. Были поставлены: «Ночное солнце» на музыку Римского-Корсакова (балетмейстер Л. Ф. Мясин, художник М. Ф. Ларионов), «Менины» на музыку Форе (балетмейстер и художник те же, костюмы К. Сократе), «Кикимора» на музыку Лядова (балетмейстер и художник те же). В 1917 коллектив распался.

Вернувшись в Европу, Дягилев сформировал новую труппу. Ведущее положение в ней стали занимать западно-европейские танцовщики. В 1917-29 здесь работали балетмейстеры Л. Ф. Мясин, Б. Ф. Нижинская и Дж. Баланчин. В 1917 труппа выступала в городах Европы и Южной Америки. Были созданы новые спектакли: «Фейерверк» на музыку Стравинского (художник Дж. Балла), «Женщины в хорошем настроении» на музыку Скарлатти (балетмейстер Мясин, художник Бакст), «Русские сказки» на музыку Лядова (балетмейстер Мясин, художник Ларионов и Н. С. Гончарова) и «Парад» (балетмейстер тот же, художник Пикассо).

Наиболее значительные премьеры следующих сезонов: балеты, поставленные Нижинской, — «Байка про Лису...» (1922, художники Ларионов и Гончарова), «Свадебка» Стравинского (1923, художник Гончарова), «Лани» Пуленка (1924, художник М. Лорансен); Мясиным — «Песнь соловья» Стравинского (художник А. Матисс) и «Пульчинелла» (художник Пикассо), оба — 1920; «Меркурий» Сати (1924, художник тот же), «Стальной скок» Прокофьева (1927, художник Г. Б. Якулов); Баланчина — «Барабау» Риети (1925, художник М. Утрилло), «Кошка» Соге (1927, художник Н. Габо и Певзнер), «Аполлон-Мусагет» Стравинского (1928, художники А. Бошан и Г. Шанель), «Блудный сын» Прокофьева (1929, художник Ж. Руо).

Деятельность труппы «Русский балет Дягилева», составившая эпоху в истории балетного театра, разворачивалась на фоне всеобщего упадка хореографического искусства, когда русский балет оставался едва ли не единственным хранителем наследия прошлого и носителем высокой исполнительской культуры и мастерства.

«Русский балет Дягилева», находившийся в течение двух десятилетий в центре художественной жизни Запада, послужил стимулом к возрождению этого вида искусства в ряде стран и становлению его в тех странах, где до того не существовало профессионального балетного театра. Реформаторская деятельность хореографов и художников дягилевской труппы решающим образом повлияла на дальнейшее развитие балетного театра во всём мире, существенно изменив отношение к балету в целом и к отдельным его проблемам.

Так, например, идея обращения хореографов к симфонич музыке, не предназначенной специально для танца, оказалась плодотворной для балета 20 века, открыв путь дальнейшим исканиям.

«Русский балет Дягилева» способствовал пробуждению интереса к балету многих композиторов и стимулировал появление выдающихся балетных партитур. Вместе с тем переворот, совершённый деятелями дягилевской антрепризы, носил по существу узкоэстетический характер, и балет по-прежнему оставался искусством, предназначенным лишь для аристократической и буржуазной элиты.

Диктат личного вкуса Дягилева, его непрестанное стремление к новизне приводили к резким поворотам в репертуарной политике труппы, а стремление быть законодателем художественной моды, присущий Дягилеву «фаворитизм» вызывали принципиальные разногласия в среде его постоянных сотрудников, вынуждая их расставаться с труппой. Наметившийся уже в предвоенные годы разрыв с русской культурной почвой привёл в 20-х годах к окончательной утрате антрепризой национального характера, сделал её явлением западно-европейской культуры.

Источник: Энциклопедия «Балет», 1981

реклама

вам может быть интересно

Веймарская школа Творческие объединения

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Город

Париж

Год основания

1911

Тип

балетные труппы

просмотры: 12390
добавлено: 23.04.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть