Малер. «Песни странствующего подмастерья»

Lieder eines fahrenden Gesellen

История создания

Густав Малер / Gustav Mahler

В 1884 году молодой Малер, всего три года назад окончивший обучение, работал в Касселе вторым дирижером оперного театра. Здесь к нему пришла любовь, мучительная и болезненная. «Вчера я приехал сюда... Едва я ступил на мостовую Касселя, мной овладели прежние страшные чары, и я не знаю, как восстановить внутреннее равновесие. Я снова встретился с нею, она загадочна как всегда. Могу сказать только: Господи, помоги мне!»... «Я написал цикл песен, все они посвящены ей. Она их не знает. Да и что они могут ей сказать, кроме того, о чем ей уже известно?.. Песни задуманы так, будто странствующий подмастерье, настигнутый злой судьбой, выходит в широкий мир и бредет куда глаза глядят».

Это отрывок из письма, которое Малер 1 января 1885 года отправил свому другу археологу Фридриху Лёру. Речь в нем идет о первом малеровском вокальном цикле «Песни странствующего подмастерья». Несмотря на биографический характер, произведение это тесно связано с традициями немецкого литературного и музыкального романтизма — с лирикой Эйхендорфа и Гейне, а еще более со стихами Вильгельма Мюллера и созданными на их основе вокальными циклами Шуберта. Содержание этих песен очень близко и «Прекрасной мельничихе» и, особенно «Зимнему пути», но сконцентрировано до четырех номеров.

Название цикла стало автобиографическим: композитор считал себя еще подмастерьем в искусстве. Тексты он написал сам. Лишь первый — вариант песни, опубликованной в знаменитом сборнике текстов немецких народных песен Арнима и Брентано «Чудесный рог мальчика». Вместе с тремя последующими, полностью оригинальными, тексты представляют собой законченный стихотворный цикл, обладающий несомненными художественными достоинствами. В сущности, «Песнями странствующего подмастерья» начинается постоянная тема творчества Малера — о смысле жизни, о ее красоте и ценности, несмотря на все страдания и испытания, выпадающие человеку на его жизненном пути.

Как и все последующие, цикл создавался как вокально-симфонический. Его премьера состоялась 16 марта 1896 года в Берлине. В авторском концерте Малера, где под управлением автора прозвучала первая часть Второй симфонии и Первая симфония, основанная на тематизме «Песен странствующего подмастерья», их исполнил Антон Систерманс. Еще до премьеры композитор сделал переложение «Песен» для голоса с фортепиано.

Музыка

Первый вокальный цикл Малера — своего рода парафраз на циклы Шуберта. В нем уже выявлены основные черты стилистики композитора — лаконичность, скупость выразительных средств, из которых отобраны самые необходимые, ясность фактуры, в которой все отчетливо прослушивается, выразительность оркестровых (фортепианных) соло, не уступающая по значению мелодии голоса.

1-я песня, «Бел как снег твой наряд», начинается оркестровым отыгрышем. Мелодия ее скована и вращается вокруг одного звука, что, вместе с повторяющейся фигурой аккомпанемента создает ощущение одной неотвязной мысли. Лишь временами, как невольный плач из груди, вырывается широкий выразительный распев. Средняя часть песни — обращение к цветам и птицам — носит более светлый, пасторальный характер. 2-я песня, «Солнце встало над землей», переносит в иную атмосферу: это временное отстранение от переживаний героя, картина окружающего его прекрасного мира, восторженный гимн красоте природы. Светлая жизнеутверждающая музыка прекрасно передает безудержный порыв к жизни, свету, радости. Заключение песни, образ страдающего юноши, переводит музыку в иной эмоциональный план, подготавливая следующую, драматическую песню. 3-я песня, «Кинжал, как пламя жгущий» звучит как взрыв отчаяния. Напряженные взлеты мелодии, прерывающиеся паузами, передают бурю чувств, поднявшуюся в душе героя. На смену песенности народного характера, господствовавшей ранее, приходит мелодика речитативно-драматического плана, сопровождаемая бурным аккомпанементом. Финал — «Голубые глазки, лучистый взгляд» — передает сосредоточенность на своем горе, воспоминания и, наконец, преодоление скорби. Мелодия, подобно распускающемуся цветку, постепенно развивается из скромного мотива в выразительный распев. Слышится мерный ритм траурного марша, который переходит затем в плавное покачивание колыбельной. Ее просветленным звучанием и заканчивается цикл.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Густав Малер

Год создания

1884

Дата премьеры

16.03.1896

Жанр

вокальные

Страна

Австрия

просмотры: 11715
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть