Дворжак. Струнный квартет No. 13

String Quartet No. 13 (G-dur), Op. 106, B. 192

Композитор
Год создания
1895
Дата премьеры
09.10.1896
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

В 1895 г. Антонин Дворжак после нескольких лет работы в США вернулся в Чехию. Возвращение на родину радовало композитора: «Мы, слава Богу, здоровы и радуемся тому, что через четыре года нам опять посчастливилось провести милые и радостные рождественские праздники в Чехии! Как плохо нам было в прошлом году в Америке, когда мы были так далеко, на чужбине, в разлуке со всеми детьми и друзьями! Но Господь послал нам счастливые минуты, и мы чувствуем себя невыразимо хорошо!» – признается он в одном из писем. В скором времени Дворжак вместе с семьей переехал из Праги в свой сельский дом, расположенный в Высоком, в горной местности, где в полной мере мог отдохнуть после напряженной работы в Нью-Йорке, насладится красотой природы и спокойствием: «Я купаюсь в божественной природе, и я доволен праздностью, я ничего не делаю», – говорил он. И действительно, в течение четырех месяцев композитор не занимался сочинением музыки (для Дворжака это был достаточно большой перерыв).

Однако та «праздность», о которой говорил композитор, не была бездеятельностью в строгом смысле. В это время Дворжак размышлял над концепцией двух струнных квартетов, которые вскоре были написаны. Эскизы к ля-бемоль-мажорному квартету появились еще во время пребывания композитора в Америке, поэтому Дворжак присвоил ему Op. 105, а соль-мажорному – Op. 106, но всё же соль-мажорный был завершен раньше, поэтому он стал Квартетом № 13, а ля-бемоль-мажорный – Квартетом № 14. Впрочем, промежуток времени, разделяющий эти произведения, невелик – оба сочинения были созданы в ноябре – начале декабря 1895 г.

Струнный квартет № 13 соль мажор стал первым произведением, которое Антонин Дворжак завершил после возвращения в родную страну, таким образом, он открывает последний период творчества композитора. В нем отразились те светлые чувства, которые владели им в то время. Еще свежи были в памяти американские впечатления, и в квартете можно услышать их отголоски: одна из тем скерцо имеет пентатоническое строение, а во второй теме рефрена заключительной части можно усмотреть колорит индейского музыкального фольклора.

Соль-мажорный квартет стал не только одним из самых зрелых камерно-инструментальных сочинений Антонина Дворжака, но и одним из наиболее совершенных образцов европейской камерной музыки того времени в целом. Как в большинстве своих струнных квартетов, композитор основывает композицию на традиционном четырехчастном цикле, но стремится к индивидуальной трактовке формы в каждой из частей. Квартет необычайно мелодичен. В сонатной форме большинство партий оказываются многотемными. Чрезвычайно разнообразная и живая ритмика создается умелым сочетанием триолей, квартолей и квинтолей.

Главная партия первой части – Allegro moderato – состоит из двух тем, причем главная роль принадлежит второй из них, начальный мотив которой перекликается с финальной темой Симфонии № 9. Ее ритмический рисунок необычайно рельефен, благодаря чему тема приобретает очень энергичный характер. Драматизация этой темы становится основным направлением музыкального развития в сонатном Allegro. Именно она играет главную роль в разработке, в которой ее мотивное и тональное развитие становится основой мощного динамического нарастания, приводящего к драматической кульминации. В экспозиции и разработке главной партии (в особенности второй ее теме) контрастирует побочная – изящная, очень пластичная, с танцевальным оттенком. Реприза сокращена – вторая тема главной партии в ней отсутствует, что может показаться странным, ведь она играла в предшествующих разделах столь важную роль. Но композитор приберегает появление этого «действующего лица» для коды, где эта тема прозвучит торжественно и празднично.

Вторая часть – Adagio ma non troppo – строится на вариационном развитии двух тем, минорной и мажорной. Обе они по-славянски распевны и связаны интонационным родством. В процессе варьирования раскрывается целая гамма настроений: мужественное спокойствие, печаль, задумчивость, светлая созерцательность. Весьма интересно решена кульминация медленной части: тема проводится в до мажоре, в хоральном изложении, вызывающем ассоциацию с мощным звучанием органа, но внезапно она обрывается, и после генеральной паузы фактура меняется.

Третья часть – Molto vivace – воспринимается как завершение «американского периода» творчества Дворжака. В ее ритме слышатся отголоски скерцо симфонии «Из Нового света», а в среднем разделе появляется пентатоническая тема.

Четвертая часть – Andante sostenuto. Allegro con fuoco – по форме представляет собой рондо с лаконичным вступлением и двухтемным рефреном. Это синтезирующий финал – в музыкальную ткань вплетаются темы первой части.

Струнный квартет № 13 соль мажор впервые прозвучал в октябре 1896 г. в Праге. Исполнил его Чешский квартет, среди участников которого было трое учеников Антонина Дворжака.

Камерно-инструментальное творчество Дворжака

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама