Габриель Форе. Соната для виолончели и фортепиано No. 2

Cello Sonata No. 2 (g-moll), Op. 117

Композитор
Год создания
1921
Дата премьеры
13.05.1922
Жанр
Страна
Франция
Джон Сарджент. Портрет Габриеля Форе (1889)

Последние годы жизни Габриеля Форе были заполнены активной деятельностью, несмотря на преклонный возраст и пошатнувшееся здоровье. Он активно участвовал в общественной жизни, осуществляя преобразование «Национального общества». Композитор подчеркивал, что речь идет не столько о восстановлении организации, сколько об утверждении ее в новых условиях, «когда почти все примыкающие или вновь входящие в нее музыканты охвачены патриотическим чувством». Наряду с активной общественной деятельностью Габриель Форе не оставляет композиторского творчества, которому он мог отдаться сполна после того, как в 1920 г. покинул пост директора Парижской консерватории.

В произведениях, созданных Форе в послевоенные годы – Фантазии для фортепиано с оркестром, Втором фортепианном квинтете, Мелодии «Этот мир» и других – еще присутствуют отголоски сурового военного времени, но без прежней остроты и драматизма, применительно к ним можно говорить лишь о моментах воспоминаний о страшном прошлом.

К числу послевоенных произведений Форе относится Соната для виолончели и фортепиано № 2 соль минор. Подобно предыдущей виолончельной сонате, она трехчастна, но более скромна по масштабу и лишена той остроты, которая была присуща Первой сонате. В этом сочинении господствуют элегические чувства и состояние примиренности. Во Второй виолончельной сонате, подобно Второй скрипичной и Первой виолончельной, появляется музыкальный материал, позаимствованный из произведения, написанного ранее, но не из оперы «Пенелопа» или ре-минорной симфонии, послуживших источниками для Первой сонаты, а из «Погребального песнопения».

Соната исключительно мелодична. В особенности ярким представляется тематизм первой части – Allegro. Главной партии – взволнованной и экспрессивной – противопоставляется элегическая побочная. Взаимодействие этих тем в процессе развития приводит к просветленной коде.

Во второй части – Andante – использован музыкальный материал «Погребального песнопения». Это произведение Форе написал незадолго до создания Второй виолончельной сонаты – оно было приурочено к столетней годовщине смерти Наполеона Бонапарта. Величественная мелодия, исполненная сдержанной печали, выдержанная в ритме скорбного шествия, сменяется в среднем разделе более экспрессивной темой с беспокойным аккомпанементом. По мнению Венсана д’Энди, вторая часть сонаты являет собою «шедевр чувствительности и экспрессии».

Третья часть – Allegro vivo – по своей активной действенности сопоставима с первой, но в ней нет того оттенка драматизма, которым отмечено Allegro. Легкость, полётность и радость жизни отличают музыку финала, который Венсан д’Энди назвал «веселым и восхитительным».

Премьера Сонаты для виолончели и фортепиано № 2 ре минор состоялась в мае 1922 г. на концерте Национального общества. Как и предыдущая Виолончельная соната, произведение прозвучало в исполнении французского виолончелиста Андре Эккинга и швейцарского пианиста Альфреда Корто. Очень высоко оценил Вторую виолончельную сонату Венсан д’Энди. «Я все еще под впечатлением вашей прекрасной виолончельной сонаты, – писал он Габриелю Форе через некоторое время после премьерного исполнения. – Вы остаетесь молодым».

Это произведение Форе заняло достойное место в репертуаре виолончелистов. Среди музыкантов, исполнявших ее – Альбан Герхардт, Жером Перно, Стивен Иссерлис, Поль Тортелье, Кристиан Полтера, Миклош Переньи и другие.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама